Потребительские ожидания в России
в
III квартале 2020 года

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за III квартал 2020 г. (опрос респондентов проводился в августе 2020 г., подробнее смотреть в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2020 г. по сравнению со II кварталом 2020 г. вырос на 8 процентных пунктов и составил (-22%).

Описание: Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\10-2020\замена 186\186.files\image001.png

Описание: Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\10-2020\замена 186\186.files\image002.png

 

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в III квартале 2020 г. по сравнению со II кварталом 2020 г. вырос на 5 процентных пунктов и составил (-15%).

Описание: Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\10-2020\замена 186\186.files\image003.png

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в III квартале 2020 г. по сравнению со II кварталом 2020 г. уменьшилась до 15% (во II квартале 2020 г. доля составила 18%). Доля негативных оценок снизилась до 36% (во II квартале 2020 г. – 45%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, увеличилась до 45% (во II квартале 2020 г. – 34%).

Описание: Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\10-2020\замена 186\186.files\image004.png

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу по возрастным группам в III квартале 2020 г. по сравнению со II кварталом 2020 г. увеличился во всех возрастных группах: среди молодого поколения (16-29 лет) на 1 процентный пункт, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 8 процентных пунктов, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 4 процентных пункта. 

Описание: Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\10-2020\замена 186\186.files\image005.png

 

 

3. Индекс изменений в экономике России произошедших за прошедший год в III квартале 2020 г. по сравнению со II кварталом 2020 г. вырос на 9 процентных пунктов и составил (-40%).

 

Описание: Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\10-2020\замена 186\186.files\image006.png

 

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, в III квартале 2020 г. по сравнению со II кварталом 2020 г. увеличилась на 1 процентный пункт и составила 6%. Доля отрицательных оценок сократилась до 68% против 74% во II квартале 2020 года. Доля нейтральных оценок увеличилась на 5 процентных пунктов и составила 26%.

Описание: Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\10-2020\замена 186\186.files\image007.png

Индекс произошедших изменений в экономике России в III квартале 2020 г. по сравнению со II кварталом 2020 г. вырос по всем возрастным группам населения: среди молодого поколения (16-29 лет) на 10 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 8 процентных пунктов по каждой группе.

 

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в III квартале 2020 г. вырос и составил (-8%) против (-14%) во II квартале 2020 года.

 

Описание: Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\10-2020\замена 186\186.files\image008.png

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, в III квартале 2020 г. осталась прежней – на уровне 10%. Доля нейтральных оценок увеличилась до 64% (во II квартале 2020 г. доля составила 56%), доля негативных оценок сократилась до 23% (во II квартале 2020 г. – 31%).

 

Описание: Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\10-2020\замена 186\186.files\image009.png

 

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в III квартале 2020 г. по сравнению со II кварталом 2020 г. увеличился по всем возрастным группам населения: среди молодого поколения (16-29 лет) на 2 процентных пункта, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 8 процентных пунктов, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 6 процентных пунктов.

 

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в III квартале 2020 г. по сравнению со II кварталом 2020 г. вырос на 5 процентных пунктов и составил (-17%).

Описание: Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\10-2020\замена 186\186.files\image010.png

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в III квартале 2020 г. по сравнению со II кварталом 2020 г., увеличилась на 1 процентный пункт и составила 8%. Доля нейтральных оценок возросла до 54% (во II квартале 2020 г. – 50%), доля отрицательных оценок сократилась на 5 процентных пунктов и составила 38% (во II квартале 2020 г.  – 43%).

 

Описание: Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\10-2020\замена 186\186.files\image011.png

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении по возрастным группам в III квартале 2020 г. по сравнению со II кварталом 2020 г. увеличился по всем группам возрастов: среди молодого поколения (16-29 лет) и среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 7 процентных пунктов по каждой группе, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 2 процентных пункта.

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок вырос на 13 процентных пунктов и составил (-31%) в III квартале 2020 г. против (-44%) во II квартале 2020 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений вырос на 6 процентных пунктов и составил (-39%) в III квартале 2020 г. против (-45%) во II квартале 2020 года.

Описание: Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\10-2020\замена 186\186.files\image012.png

 

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

 

Август 2019 г.

Май 2020 г.

Август 2020 г.

 

Август 2019 г.

Май 2020 г.

Август 2020 г.

Россия

-12,9

-29,8

-22,1

 

 

 

 

Австрия

-2,0

-14,2

-10,3

Люксембург

-0,3

-16,2

-15,9

Бельгия

-11,4

-15,1

-15,3

Мальта

6,5

-11,3

-12,9

Болгария

-27,4

-28,5

-30,6

Нидерланды

-7,8

-18,3

-14,8

Великобритания

-11,4

-23,7

-16,6

Польша

5,5

-20,7

-11,8

Венгрия

-2,1

-26,7

-20,1

Португалия

-8,3

-29,8

-26,2

Германия

-3,9

-14,8

-8,5

Румыния

-10,2

2)

2)

Греция

-8,2

-33,0

-35,0

Словакия

-8,7

-27,8

-21,6

Дания

5,1

-2,0

-0,2

Словения

-9,0

-33,1

-23,7

Ирландия

-6,4

-21,6

-16,2

Финляндия

-5,0

-10,0

-5,5

Испания

-6,2

-28,8

-28,7

Франция

-7,7

-16,7

-12,4

Италия

-12,9

-19,8

-15,4

Хорватия

-4,5

-21,7

-14,8

Кипр

-7,4

-28,8

-31,0

Чехия

2,0

-9,1

-8,6

Латвия

-3,6

-19,0

-12,8

Швеция

-1,2

-5,2

0,9

Литва

7,1

-9,5

-3,5

Эстония

2,9

-9,2

-14,7

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме Великобритании и России).

2)  Данных не имеется.

 

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза находятся в отрицательной зоне почти по всем странам, кроме Швеции (0,9%). Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в августе 2020 г. отмечены в Греции (-35,0%), на Кипре (-31,0%), в Болгарии (-30,6%), в Испании (-28,7%) и в Португалии
(-26,2%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В августе 2020 г. по сравнению с августом 2019 г. наблюдалось ухудшение показателя во всех странах ЕС, кроме Швеции (улучшение на 2,1 п.п.). В большей степени снижение индекса зарегистрировано по следующим странам: Греция на 26,8 процентного пункта (п.п.), Кипр на 23,6 п.п., Испания на 22,5 п.п., Мальта на 19,4 п.п. и Венгрия на 18,0 п.п.

Показатель по Российской Федерации в III квартале 2020 г. по сравнению с III кварталом 2019 г. снизился на 9,2 п.п.

 

_____________________

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1 – 2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3 – 4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 

 

Срочные информации и справки по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики