ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ[1]

1. Общее описание метода измерения бедности

Официальные статистические оценки уровня бедности в России производятся Росстатом с 1992 года. Система оценок уровня и динамики бедности охватывает показатели по населению в целом и по отдельным социально-экономическим группам населения и домашних хозяйств.

Измерение уровня бедности осуществляется на основе сопоставления статистического показателя, выбранного для оценки материальной обеспеченности населения, с чертой бедности.

Уровень благосостояния населения, с которым соотносится величина прожиточного минимума, оценивается как показатель денежных средств, полученных населением (среднедушевые денежные доходы населения), и как совокупный показатель располагаемых ресурсов, включающих не только денежные средства, но и оценку стоимости натуральных поступлений (располагаемые ресурсы домашних хозяйств).

В качестве черты или границы бедности в России используется величина прожиточного минимума.

 

2. Порядок определения величины прожиточного минимума

Порядок определения величины прожиточного минимума и его назначение регулируются Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Согласно Закону величина прожиточного минимума пред­ставляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродо­вольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизне­деятельности.

Потребительская корзина разрабатывается как в целом по России, так и в субъектах Российской Федерации для трех социально-демографических групп населения: трудоспособного населения, пенсионеров и детей. В целом по России она устанавливается федеральным законом[2], а в субъектах Российской Федерации – законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Набор продуктов питания, входящих в потребительскую корзину,  включает: хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры, прочие продукты (соль, чай, специи). 

Основными принципами формирования набора являются:

1)     удовлетворение потребности человека в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;

2)     сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;

3)     выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах.

При формировании минимального набора продуктов питания используются нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, а также рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

Набор непродовольственных товаров, входящих в потребительскую корзину, включает товары индивидуального пользования (одежда, обувь, школьно-письменные товары) и товары общесемейного пользования (постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства). 

Основными принципами формирования набора являются:

1)     удовлетворение потребности различных групп населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей, защиты организма от воздействия окружающей среды, а также организации быта;

2)     сложившейся уровень обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих семей;

3)     минимальная обновляемость, минимальное разнообразие, низкая розничная цена, доступность непродовольственных товаров.

Набор услуг, входящих в потребительскую корзину, включает: жилищно-коммунальные, транспортные услуги, услуги культуры и другие виды услуг.

В минимальном наборе услуг обеспеченность жильем учитывается в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации федеральным стандартом социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек. Отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение включаются в минимальный набор услуг исходя из отраслевых норм расхода воды, электроэнергии и газа на бытовые нужды и расхода энергии, необходимой для отопления жилья.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации – в целом по России, в порядке установленном законами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.

Расчеты величины прожиточного минимума как на федеральном, так и на региональном уровне производятся на основе данных Росстата об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по перечню товаров-представителей, включающему 156 наименований товаров и услуг.

 

3. Методы расчета показателей уровня бедности

Численность и доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов.

Расчеты распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов осуществляются в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Госкомстата России от 16 июля 1996 г. № 61 по согласованию с рядом заинтересованных министерств и ведомств. Ряды распределения строятся с применением метода имитационного моделирования, основанного на использовании логнормальной (двухпараметрической) модели для преобразования эмпирического распределения, полученного на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств[3], в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности – макроэкономического показателя среднедушевого денежного дохода населения.

Среднедушевые денежные доходы населения определяются путем деления объема денежных доходов населения на общую численность населения. Учет доходов, расходов и сбережений населения ведется на основе данных государственной статистики, финансовой и банковской отчетности, установленной для всех основных каналов поступления и использования денежных средств населения.

Процедура построения ряда распределения основывается на расчете частостей (частот), соответствующих заданным интервальным значениям среднедушевых доходов (переменной величины) и закону логнормального распределения. Расчеты производятся по следующей формуле:

где

- среднемесячный денежный доход i-го члена выборочного обследования за отчетный год;

n - численность обследуемых за отчетный год;

- среднедушевой денежный доход по генеральной совокупности в среднем за месяц отчетного года.

Расчет численности и доли  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума осуществляется по формуле:

 

где

 - величина прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Расчеты численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума производятся в целом по России с использованием величины прожиточного минимума, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, и по субъектам Российской Федерации с использованием величины прожиточного минимума, устанавливаемой в субъектах Российской Федерации. В силу действующего законодательства, величина прожиточного минимума, полученная из совокупности региональных данных, имеет статистическое расхождение с величиной прожиточного минимума, устанавливаемой в целом по Российской Федерации. Это обстоятельство является причиной отсутствия сходимости в результатах оценки общей численности малоимущего населения  с суммарным значением этого показателя по субъектам Российской Федерации.

Дефицит денежного дохода - определяется как суммарное значение денежных доходов населения, недостающих до величины прожиточного минимума по следующей формуле:

где

      - общая численность населения;

- доля суммарного дохода, которая приходится на население с доходами ниже величины прожиточного минимума.        

Расчеты показателей, характеризующих состав и материальное положение малоимущего населения и домашних хозяйств, осуществляются на основании итогов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.

Домашнее хозяйство представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных родством, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно.

Определение границ совокупности малоимущих домохозяйств (и, соответственно, проживающих в них лиц) осуществляется на основании суммирования числа домашних хозяйств, имеющих уровень располагаемых ресурсов ниже величины прожиточного минимума, установленной в конкретном субъекте Российской Федерации - месте постоянного проживания обследуемого домохозяйства. Соизмерение располагаемых ресурсов с величиной прожиточного минимума производится по каждому домашнему хозяйству. При этом, величина прожиточного минимума определяется как сумма соответствующих показателей по различным социально-демографическим группам населения, исходя из фактического состава каждого обследованного домашнего хозяйства.

Дефицит располагаемых ресурсов определяется как сумма денежных средств, необходимая для доведения  располагаемых ресурсов малоимущего населения до величины прожиточного минимума.

При анализе и сопоставлении данных с другими информационными источниками необходимо принимать во внимание, что в силу присущих выборочным обследованиям ограничений (малый объем региональных выборок, неполнота учетных признаков при определении показателя доходов и отказы от участия в обследовании, преимущественно, со стороны высокодоходных групп населения) итоги бюджетного обследования имеют отклонения от генеральной совокупности.

 

3. Основные понятия и определения

3.1. Характеристики уровня бедности и состава  («профиля»)

малоимущего населения

Малоимущее население (домашние хозяйства) - население/домашние хозяйства с уровнем располагаемых ресурсов ниже величины прожиточного минимума.

Крайне бедное население (домашние хозяйства) - малоимущее население/домашние хозяйства с уровнем располагаемых ресурсов в два и более раза ниже величины прожиточного минимума.

Риск бедности определяется как соотношение уровня бедности по конкретной демографической или социально-экономической группе населения к уровню бедности по населению в целом. Чем выше значение риска, тем больше данная группа представлена в бедном (малоимущем) населении. Значение риска, равное единице, говорит о том, что группа подвержена тому же риску, что и население страны в целом.

Экономически активное малоимущее население - лица в возрасте 15 лет и старше, которые более половины периода обследования (квартала года) являлись занятыми или безработными.

Занятое малоимущее население - лица в возрасте 15 лет и старше, которые более половины периода обследования (квартала года) имели работу или доходное занятие.

Безработное малоимущее население - лица в возрасте 15 лет и старше, которые более половины периода обследования (квартала года) не имели работу (доходного занятия) или занимались поиском работы.

Экономически неактивное малоимущее население - лица в возрасте 15 лет и старше, которые более половины периода обследования (квартала года) не имели работы или доходного занятия или были безработными.

Лица в трудоспособном возрасте - мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 лет.

Пенсионеры -  лица, получающие регулярные денежные выплаты в виде пенсии при достижении определенным законом возраста (мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет), пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца или за выслугу лет и особые заслуги перед государством.

Распределение малоимущего населения по уровню образования производится по лицам в возрасте 10 лет и более.

3.2. Характеристики уровня материальной обеспеченности малоимущего населения (домашних хозяйств)

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств – это совокупность денежных доходов домохозяйств, сумм израсходованных накоплений и привлеченных (заемных) средств и стоимости натуральных поступлений. В целом показатель располагаемых ресурсов домашних хозяйств трактуется как объем средств (денежных и натуральных), которыми располагали домохозяйства для обеспечения всех своих расходов и создания сбережений в период обследования.

Валовой доход домашних хозяйств состоит из суммы денежных доходов и стоимости натуральных поступлений.

Денежный доход домашних хозяйств – расчетный показатель, исчисляемый как сумма денежных расходов и прироста (уменьшения) финансовых активов в период обследования[4].  Применительно к этому методу расчета показатель денежного дохода домохозяйств, трактуется как объем денежных средств, которыми располагали домохозяйства для обеспечения своих расходов и создания сбережений без привлечения ранее накопленных или заемных средств в период обследования.

Стоимость натуральных поступлений – суммарный показатель оценки условно исчисленной стоимости потребленных домашними хозяйствами продуктов питания собственного производства и из других источников без оплаты (помощь родственников, в счет оплаты труда и др.), оценки (со слов опрашиваемых) стоимости непродовольственных товаров, поступивших в домохозяйство без оплаты, и услуг, предоставленных или оплаченных (полностью или частично) работодателем. Оценка условно исчисленной стоимости продуктов питания производится по средним ценам покупки, исходя из данных бюджетного обследования о количестве и стоимости аналогичных товаров по совокупности обследуемых домохозяйств в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Сумма привлеченных (заемных) средств и израсходованных сбережений - сумма заемных средств, привлеченных в кредитных организациях и у частных лиц, и израсходованных накоплений домохозяйств в период обследования.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств состоят из суммы потребительских расходов[5] и оценки в денежном эквиваленте стоимости натуральных поступлений продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. В расходы на конечное потребление не включается стоимость товаров, если они были приобретены не для собственного потребления.

Расходы на питание в домашних хозяйствах складываются из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домохозяйств, расходов на питание вне дома и стоимости натуральных поступлений продуктов питания.

Стоимость натуральных поступлений продуктов питания – условно исчисленная стоимость потребленных домашними хозяйствами продуктов питания, поступивших в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства и из других источников без оплаты (помощь родственников, в счет оплаты труда и др.). Оценка стоимости производится по средним ценам покупки, исходя из данных обследования о количестве и стоимости аналогичных товаров в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Расходы на непродовольственные товары в домашних хозяйствах состоят из денежных расходов на покупку непродовольственных товаров, предназначенных для личного потребления внутри домохозяйств, и стоимости натуральных поступлений, оцененной со слов опрашиваемых.

Расходы на алкогольные напитки в домашних хозяйствах включают как денежные расходы на покупку алкогольных напитков, предназначенных для личного потребления внутри домохозяйств, так и стоимость алкогольных напитков, поступивших в домохозяйство в натуральном выражении в результате собственного производства, в качестве подарка и т.п.

Стоимость услуг, предоставленных работодателем бесплатно или по льготным ценам -  оценка (со слов опрашиваемых) стоимости услуг, предоставленных или оплаченных (полностью или частично) работодателем.

 

4. Основные принципы организации и проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств

Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств проводится органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по выборочному методу и строится на принципах добровольного участия домохозяйств.

Охват: Все домашние хозяйства, проживающие в Российской Федерации, за исключением коллективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).

Объем выборки: обследование охватывает 47765 домохозяйств ежеквартально. Размещение объемов выборки по субъектам Российской Федерации представлено на стр.

Составление выборки: Для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств была применена одна из моделей многомерных выборок - двухступенчатая случайная выборка, построенная по территориальному принципу и обеспечивающая получение представительной выборки (в пределах заданной степени точности, объема выборки и финансовых ресурсов) по структурным соотношениям ряда взаимосвязанных и обусловленных программой обследования бюджетов домашних хозяйств показателей.

Расслоение: Выборка формируется последовательно на двух ступенях. Формирование первой и второй ступеней проводилось на уровне республик в составе Российской Федерации, краев, областей, отдельно по городскому и сельскому населению. На каждой ступени отбора применялась случайная выборка. Отбор производился из типизированных основ выборки, составленных по сочетанию выделенных структурных соотношений группировочных признаков:

·         размер домохозяйства (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и более человек)

·         тип и принадлежность жилого помещения

·         наличие (отсутствие) в пользовании земельного участка

·         возраст

·         пол

·         источники средств существования

·         уровень образования

Конечной единицей отбора является домохозяйство.

В качестве основы и информационной базы для построения выборки и формирования инструментария отбора использовались материалы микропереписи населения 1994 года. Единицей отбора на первой ступени являлся счетный участок, на второй ступени - домохозяйство.

Репрезентативность: Выборка обеспечивает получение репрезентативных итогов обследования в целом по России (по населению в целом и по основным социально-экономическим группам) и по субъектам Российской Федерации (по населению в целом).

Единицами обследования выступают домохозяйства и члены домохозяйств. Учетный период обследования отдельно взятого домохозяйства охватывает квартал.

Период обследования: Каждый квартал отчетного года

Процедуры сбора данных:

каждое из обследуемых домашних хозяйств в течение двух недель ведет дневниковые записи, которые представляют собой подробный ежедневный учет всех денежных расходов: на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров, оплату услуг, уплату налогов, штрафов, различных сборов, алиментов, помощь малоимущим, деньги, отданные безвозмездно, в долг или в счет погашения долга, арендные платежи и т.п. В дневниковых записях также фиксируются запасы продуктов питания, имеющиеся в домохозяйстве, количество потребленных продуктов без оплаты (за счет поступлений продукции собственного производства, подарков, безвозмездной помощи из других источников) и количество оплаченных продуктов питания, не предназначенных для потребления членами домашнего хозяйства. Дополнительно в дневниковых записях регистрируется примерная стоимость поступивших в домохозяйство без оплаты и приобретенных для подарка или обмена непродовольственных товаров.

все остальное время, свободное от дневниковых записей, домашнее хозяйство ведет журнальные записи, которые представляют собой учет всех денежных расходов за исключением средств, потраченных на питание, алкоголь и табак, и оценку примерной стоимости поступивших в домохозяйство без оплаты и приобретенных для подарка или обмена непродовольственных товаров;

по окончании квартала осуществляется опрос всех членов домашних хозяйств, подлежащих обследованию, по программе ежеквартального опроса, которая охватывает демографические характеристики, сферу приложения труда и доступ к системе социальной защиты, медицинского обслуживания и образования каждого из членов домашнего хозяйства. Кроме этого, в программу включены вопросы об источниках доходов домохозяйства, производственной деятельности его членов, уточняющие вопросы о произведенных расходах;

по завершению годичного цикла проведения обследования проводится годовой опрос домашних хозяйств. Программа годового опроса включает в себя сбор данных о жилищных условиях домохозяйств и доступности объектов социальной инфраструктуры; о наличии предметов длительного пользования и доступа в Интернет, земельных участков и сельскохозяйственной техники. Также собирается информация об оценке домохозяйствами своего финансового положения и качества жилищных условий.

Распространение данных на весь период наблюдения (экстраполяция) осуществляется по принципу приведения данных к единому временному периоду и производится объединением дневниковых записей за два двухнедельных периода, журнальных записей и показателей опросного листа за квартал. Преобразование двухнедельных дневниковых записей до квартального периода  осуществляется умножением значений показателей на коэффициент экстраполяции (Кz), который  рассчитывается по следующей формуле:

где:

Nk - число дней в квартале;

Nd - число дней ведения дневника (14);

p   - число периодов ведения дневника (2)

Распространение данных на генеральную совокупность (статистическое взвешивание) осуществляется посредством присвоения каждому обследованному домохозяйству статистического веса, который характеризует общее число домохозяйств, представляемых частью, попавшей в выборку. Это положение основано на гипотезе о соответствии группы обследованных домохозяйств, объединенной по какому-либо признаку, группе домохозяйств с тем же признаком в генеральной совокупности. Сумма весов обеспечивает оценку количества всех домохозяйств данного региона и России в целом.

Для расчета весов используется следующая  информация:

·         Данные микропереписи населения 1994 года о распределении членов обследуемых домохозяйств по семьям различного состава отдельно по городскому и сельскому населению в региональном разрезе.

·         Данные о численности населения по состоянию на 1 января текущего года по городскому и сельскому населению в региональном разрезе.

Каждому домохозяйству k-го вида в j-ом разрезе в процессе распространения присваивается вес, равный:

где

Wkj - удельный вес населения (числа лиц в домохозяйствах) в k-ой группе j-го разреза по данным микропереписи населения 1994 года;

Nj - численность населения j-го разреза по данным текущей статистики;

Nkj - число членов домохозяйства в k-ой группе по данным выборочного обследования в j-ом разрезе:

j =0 - вся территория; j =1 -  город; j =2 – село;

k=1-5 - домохозяйства, состоящие из 1-5 и более человек.



[1] Составлены на основании постановлений Госкомстата России от 16 июля 1996 г. № 61 "Об утверждении методик расчета баланса денежных доходов и расходов населения и основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения" и от 21 февраля 1998 г. № 15 "Об утверждении методики агрегирования показателей обследования бюджетов домашних хозяйств".

[2] В 2000-2004 гг. действовал федеральный закон от  20 ноября 1999г. № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"; с 2005 г. -  федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

 

[3]  По размеру расчетного показателя среднедушевого денежного дохода домашних хозяйств.

[4] Расчетный показатель, основанный на определении сальдо между суммой сбережений, сделанных домохозяйствами за счет собственных доходов в период обследования, и суммой привлеченных средств и израсходованных сбережений.

[5] Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, направленных на приобретение потребительских товаров и услуг (продукты питания, непродовольственные товары, алкогольные напитки и услуги). В составе потребительских расходов не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями. Учет расходов домохозяйств производится по полной стоимости товаров и услуг, независимо от того, полностью или частично они были оплачены на момент приобретения и для каких целей они предназначались (для личного потребления или передачи другому домохозяйству).

Социально-экономические индикаторы бедности в 2006-2009гг.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики