Потребительские ожидания в России
во
II квартале 2022 года

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за II квартал 2022 г. (опрос респондентов проводился с 1 по 10 мая 2022 г., подробнее в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. снизился на 10 процентных пунктов (далее – п.п.) и составил (-31%). С 2014 г. самое низкое значение индекса (-32%) было отмечено в I квартале 2015 года. Значение индекса равное (-30%) зарегистрировано в I квартале 2016 г. и  во II квартале 2020 года.

 

В зависимости от возраста индекс потребительской уверенности в 2022 году демонстрирует следующую динамику.

 

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу во II квартале 2022 г. по сравнению c I кварталом 2022 г. снизился на 4 п.п. и составил (-22%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, во II квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. увеличилась на 3 п.п. – до 17% (в квартале 2022 г. – 14%). Доля негативных оценок увеличилась на 8 п.п. до – 47% (в I квартале 2022 г. – 39%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, уменьшилась на 11 п.п. – до 34% (в I квартале 2022 г. – 45%).

 

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу во II квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. снизился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) – на 13 п.п. и составил (-25%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 2 п.п. и составил (-20%), среди лиц старшего поколения (50 лет и старше) на 3 п.п. и составил (-22%).

 

3. Индекс произошедших изменений в экономике России за прошедший год во II квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. снизился на 20 п.п. и составил (-48%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, во II квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. уменьшилась на 4 п.п. и составила 6%. Доля отрицательных оценок увеличилась на 21 п.п. и составила 75%. Доля нейтральных оценок уменьшилась на 17 п.п. и составила 19%.

 

Индекс произошедших изменений в экономике России во II квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. снизился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) – на 28 п.п. и составил (-53%),  среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 21 п.п. и составил (-48%), среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 17 п.п. и составил (-47%).

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении во II квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. снизился на 6 п.п. и составил (-16%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих ожидаемые изменения своего материаль-ного положения в течение следующих 12-ти месяцев во II квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. уменьшилась на 2 п.п. и составила 8%. Доля отрицательных оценок увеличилась на 8 п.п. и составила 34%. Доля нейтральных оценок уменьшилась на 6 п.п. и составила 55%.

 

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении во II квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. снизился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) и среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 8 п.п. по каждой возрастной группе и составил (-13%) и (-15%) соответственно, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 5 п.п. и составил (-19%).

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении во II квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. снизился на 8 п.п. и составил (-24%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, во II квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. уменьшилась на 2 п.п. и составила 8%. Доля отрицательных оценок увеличилась на 12 п.п. и составила 48%. Доля нейтральных оценок уменьшилась на 10 п.п. и составила 44%.

 

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении во II квартале 2022 г.  по сравнению с I кварталом 2022 г. снизился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 7 п.п. по каждой возрастной группе и составил (-21%) и (-26%) соответственно, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 9 п.п. и составил (-22%).

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 14 п.п. и составил (-46%) во II квартале 2022 г. против (-32%) в I квартале 2022 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений снизился на 6 п.п. и составил (-44%) во II квартале 2022 г. против (-38%) в I квартале 2022 года.

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

Май
2021 г.

Февраль
2022 г.

Май
2022 г.

 

Май
2021 г.

Февраль
2022 г.

Май
2022 г.

Россия

-18,2

-20,7

-31,2

Люксембург

-1,1

-7,7

-20,5

Австрия

-0,8

-7,6

-23,6

Мальта

7,8

0,8

0,5

Бельгия

0,2

-10,1

-18,9

Нидерланды

1,1

-14,8

-22,6

Болгария

-22,4

-20,7

-32,4

Польша

-3,7

-11,2

-15,8

Венгрия

-18,6

-10,2

-29,2

Португалия

-12,6

-14,7

-29,6

Германия

-4,4

-6,2

-18,3

Румыния

2)

2)

2)

Греция

-21,9

-38,9

-51,3

Словакия

-18,0

-22,0

-27,3

Дания

7,2

0,6

-15,2

Словения

-19,6

-22,6

-30,8

Ирландия

7,1

-10,2

-21,1

Финляндия

3,6

-0,2

-10,6

Испания

-9,6

-10,5

-22,6

Франция

-5,1

-8,7

-18,7

Италия

-5,2

-11,0

-22,0

Хорватия

-8,2

-20,0

-23,5

Кипр

-16,1

-19,4

-35,4

Чехия

-5,1

-14,9

-28,6

Латвия

-9,0

-14,7

-28,1

Швеция

9,1

-1,9

-13,5

Литва

-1,2

-4,1

-8,3

Эстония

-15,3

-13,8

-28,4

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме России).

2) Данные  отсутствуют.

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза в мае 2022 г. находились в отрицательной зоне, за исключением Мальты – (0,5%). Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в мае 2022 г. отмечены в Греции (-51,3%), на Кипре (-35,4%), в Болгарии (-32,4%), Словении (-30,8%) и Португалии (-29,6%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В мае 2022 г. по сравнению с маем 2021 г. наблюдалось ухудшение показателя по всем странам ЕС. В большей степени снижение индекса зарегистрировано по следующим странам: Греция на 29,4 п.п., Ирландия на 28,2 п.п., Нидерланды на 23,7 п.п., Чехия на 23,5 п.п. и Австрия на 22,8 п.п.  

Показатель по Российской Федерации во II квартале 2022 г. по сравнению со II кварталом 2021 г. снизился на 13 п.п. и составил (-31,2%).

 

 

_____________________

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в первую декаду февраля, мая, августа и ноября). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

По итогам обследования рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения (согласно методике Европейской Комиссии).

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во  внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.