Российская Государственная статистика 1802-1996
Высочайшим Манифестом от 8 сентября* 1802 г. министерствам было поручено проводить сбор письменных отчетов. 8 сентября (20 сентября по новому стилю) 1802 года началось организационно-структурное оформление статистической деятельности в России.
Коренные преобразования социально-экономической жизни современной России определили неизбежность реформирования государственной статистики с целью адаптации ее к рыночной экономике. Характер государственной статистики и основные направления ее развития неразрывно связаны с историей страны, во многом определяются задачами и способами управления экономикой.
Российская государственная статистика прошла длительный и разнообразный путь становления и развития, ее история была обусловлена особенностями социально-экономического уклада России, в первую очередь - длительным сохранением крепостничества.
Изменение экономической политики в конце XVIII века, проявившееся в оживлении свободного предпринимательства, сказалось на характере статистики, проявлении в ней черт средства социального познания, более широком отражении состояния экономики и общественной жизни. Этот период характеризуется также рядом важных и интересных научных статистических разработок.
В начале XIX столетия были проведены крупные реформы, коснувшиеся системы управления. Вместе с новой организацией управления была изменена и система статистических работ, восстановлена отчетность губерний. С возникновением в 1811 г. Статистического отделения при Министерстве полиции наступил новый исторический этап развития российской статистики. Вплоть до начала 60-х годов этот этап характеризуется организационно-методологическим совершенствованием работы органов государственной статистики и появлением глубоких статистических исследований, способствовавших проведению реформы 1861 г.
Пореформенный период (1861-1917) вошел в историю как период развития правительственной и земской статистики. Огромный статистический материал, собранный и разработанный земскими статистиками, стал надежной основой глубоких исследований экономики пореформенной России, в первую очередь, русской деревни. Статистической науке этого периода была присуща глубокая теоретическая аргументация, ей принадлежала ведущая роль в разработке общей концепции математической статистики.
Начальный этап советской статистики (1917-1930) отличался исключительной интенсивностью: проводилось большое число специально организованных статистических переписей и обследований, был построен первый баланс народного хозяйства. Плюрализм мнений, концепций, идей, критическое использование достижений зарубежной статистики характеризуют этот период.
Последующее развитие советской статистики тормозилось созданием в 30-е годы административно-бюрократической системы, массовыми репрессиями, затронувшими в том числе и лучших экономистов и статистиков. Статистика в этот период подчиняется решению оперативных задач, оценке выполнения плана в ущерб ее аналитическим функциям.
В годы Великой Отечественной войны статистика решала огромные задачи по оперативному учету трудовых и материальных ресурсов, перемещению производительных сил в восточные районы страны. После войны роль статистики возросла: развернулись балансовые работы, углубилась теория индексного метода, получили распространение экономико-математические модели и методы.
В настоящее время российская государственная статистика решает не только текущие задачи обеспечения информационных потребностей общества, но и работает над комплексом проблем с целью ее адаптации к рыночной экономике. Основные направления реформирования государственной статистики до 2000 года были изложены в докладе Председателя Госкомстата России на Всероссийском совещании статистиков в ноябре 1995 г.
В настоящем издании в краткой форме дано представление об основных вехах, событиях и направлениях работы государственной статистики в России, наиболее видных деятелях российской статистической науки и практики и их роли в развитии статистической теории и методологии, совершенствовании организации государственной статистики.
Краткие очерки по истории Российской государственной статистики подготовлены коллективом авторов в следующем составе: И.И. Елисеева (научный консультант, чл.-корр. АН России), В.М. Проскуряков (руководитель авторского коллектива), В.И. Успенский (заместитель руководителя авторского коллектива), В.М. Ключников, В.Я. Роговая, Б.Г. Сивориновский, Д.Б. Сумкин. Перевод на английский язык подготовил В.Э. Зеленко.
При подготовке очерков использованы: Архивная справка Российского государственного исторического архива, составленная заведующим отделом, к.ист.н. Д.И. Раскиным, подлинные архивные материалы (отдельные их копии приведены в приложениях), книга И.И. Елисеевой и Б.Г. Плошко "История статистики" (М.: Финансы и статистика, 1990).
______________________
* 3десь и далее все даты указаны по стилю, существующему на момент публикации документов.
В шестидесятые-семидесятые годы XVIII века произошли серьезные сдвиги в экономической, политической и культурной жизни России. В царствование Екатерины II (1762-1796) наступило время "просвещенного абсолютизма". Помещичье-крепостнический строй еще не препятствовал росту производительных сил, успешно развивались промышленность и торговля, и к концу XVIII столетия в России начали зарождаться капиталистические отношения.
Существенно изменилась экономическая политика государства, проявлением чего стало оживление свободного предпринимательства. В связи с этим была реорганизована система государственного управления: в 70-х годах были ликвидированы хозяйственные коллегии, в 1775 г. осуществлена губернская реформа, в результате чего центром государственного управления стала губернская администрация, а Правительствующий Сенат из высшего правительственного учреждения страны был преобразован в судебный орган.
Все это, естественно, отразилось на характере российской статистики того времени, на изменении ее функций, организации и методов работы. В ней стали проявляться черты орудия социального познания. Появился новый тип статистических работ, рассчитанных не на удовлетворение узких по содержанию оперативных запросов, а на получение разнообразных статистических данных о состоянии социально-экономической жизни, - возникла так называемая познавательная статистика.
Начиная с 1764 г. в России было проведено несколько уникальных статистических работ, послуживших базой для последующего развития статистической практики и становления российской статистической науки. Важнейшие из этих работ: генеральная опись Малороссии; генеральное межевание и топографические описания губерний, включавшие описания отдельных районов страны с их историческими, географическими, административными и экономическими характеристиками.
Изменения в структуре государственного управления были вызваны необходимостью решать новые задачи экономического и социального развития России. Настоятельная потребность в накоплении учетно-статистических данных, в их изучении и осмыслении, в совершенствовании самих методов организации и проведения исследований способствовали развитию научных статистических разработок.
Первое статистико-экономическое обозрение России было подготовлено Иваном Кирилловичем Кириловым (1689-1737), обер-секретарем Сената, автором уникального исторического, этнографического и экономического атласа России (1734 г.), которым пользовались около 50 лет. В написанной им книге "Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий, отец отечествия, император и самодержец всероссийский и прочая, и прочая, и прочая", завершенной в 1727 г., были широко использованы поступавшие в Сенат учетно-статистические данные, представленные в таблицах, а также обобщающие показатели. В книге использовались данные подворной переписи 1710 г. и первой ревизии 1718 г., но вопрос о том, как организовать наилучшим образом ревизии, автором не был поставлен. Это сделал Василий Никитич Татищев (1686-1750), управляющий казенными заводами на Урале, основатель Екатеринбурга (1723 г.). Ему принадлежит и первый в России научный труд по организации учета населения "Рассуждения по ревизии поголовной и касаючемся до оной" (написана в 1747 г., а опубликована лишь в 1861 г.). Основные идеи, высказанные Татищевым, - создание единого переписного документа, сокращение срока проведения переписей, повышение квалификации переписчиков - в конце концов нашли воплощение в статистической практике.
В 60-е годы идеи Татищева были поддержаны М.В. Ломоносовым и другими учеными того времени. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) разработал в 1760 г. "Академическую анкету" с тридцатью вопросами для сбора статистических данных, характеризовавших отдельные районы России и всю страну в целом.
Почти в то же время вторую анкету, близкую по характеру "академической", подготовил Федор Михайлович Миллер (1705-1783). Анкета, называвшаяся "Экономические вопросы" (65 вопросов, в основном сельскохозяйственного характера), была разослана губернаторам, другим чиновникам, некоторым частным лицам.
Эти анкеты были важны с точки зрения развития статистических работ на местах, а также осознания возможности использования статистики в научном познании. Сами анкеты (содержание и формулировки включаемых в них вопросов) стали своего рода базой формирования экономической статистики.
Развитию отечественной статистики способствовал также русский писатель Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Свои воззрения на статистику он изложил в работах: "Письмо о китайском торге" (1794 г.), "Описание моего владения..." (1799 г.), "О законоположении" (1802 г.). В основном он следовал традициям описательной школы, но, как и "политические арифметики", применял косвенные расчеты: подсчитывал народный доход России, величину его товарно-денежной части и т.д. Им была намечена программа сельскохозяйственной, экономической, внешнеторговой, демографической и судебной статистики.
В зарождающейся статистической науке было представлено не только государствоведческое, но и политико-арифметическое направление.
Вольфганг Людвиг Крафт (1743-1814), академик Российской АН (с 1771 г.) в своих работах сформулировал полные требования, предъявляемые к статистическим данным статистикой населения; разработал показатели плодовитости и смертности; вывел формулу дл вычисления периода роста, в частности, для удвоения числа жителей.
Можно констатировать, что российская статистика в XVIII столетии от изучения описания достопримечательностей государства перешла к всестороннему исследованию процессов общественной жизни, выявлению закономерностей их развития.
Успешное развитие российской статистики во второй половине XVIII века было приостановлено в 90-е годы реакцией, усилившейся в период царствования Павла I (1796-1801). Однако начало XIX столетия, первые годы правления Александра I (1801-1825) были отмечены либеральными веяниями в социально-экономической жизни России, проведением крупных реформ, коснувшихся и системы управления. Наиболее значительным из них следует признать переход к отраслевому управлению государством, созданию министерств.
Высочайшим Манифестом от 8 сентября 1802 г. ("Санкт-Петербургский журнал" №1, 1804 г.) поведено: "каждому Министру в конце года подавать Его Императорскому Величеству через Правительствующий Сенат письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей". Вместе с новой организацией управления бьна изменена и система статистических работ, восстановлена отчетность губерний. По существу, историю российских административно-статистических учреждении можно начинать именно с 8 сентября 1802 г.
19 сентября 1802 года в циркуляре Министра внутренних дел графа В.П. Кочубея губернаторам дана схема отчета, содержащая сведения о численности населения, податях, произрастании хлебов, о сельских магазинах и народном продовольствии, о фабриках и заводах , о городских доходах и публичных зданиях. Отчетность эта поступала довольно аккуратно, однако достоверность материалов была невысока, что признавали и сами организаторы отчетности, в частности Министерство внутренних дел.
Так, о статистической отчетности, свод которой был подготовлен по материалам 1802 г., писалось: "...трудность и необыкновенность сего предприятия и недостаток многих сведений на самих местах было причиною, что вообще работа сия не имеет еще того совершенства и точности, какой бы желать надлежало. При всем том сей первый опыт подает основательную надежду, что при подробнейшем объяснении предметов, при замечании на недостатки, в первый раз допущенные, при точнейшем означении вопросов посредством рассылки табелей, и при усердии исполнителей, можно будет достигнуть в сих сведениях более точности и единообразия, и тем приближиться к их цели".
1 ноября 1802 г. при Департаменте Министерства внутренних дел Высочайшим соизволением учреждено Сословие дворян из 10 человек, которому была поручена обработка сведений, поступавших из губерний. В 1810 г. эта группа была переведена в Министерство полиции.
20 марта 1811 г. при Министерстве полиции было создано Статистическое отделение. Возглавил его академик Карл Федорович Герман. (Циркуляр Министра полиции №168 от 20 марта 1811 г.).
4 ноября 1819 г. Статистическое отделение в прежнем составе придано канцелярии Министерства внутренних дел.
Кроме министерств внутренних дел и полиции, статистические работы вели и другие министерства и ведомства. Наиболее значительными из них были работы Главного управления путей сообщения (данные о перевозках по внутренним водным путям). Министерства коммерции (статистика внешней торговли) и Министерства финансов (статистика горной промышленности и др.).
Материалы правительственной статистики широко публиковались. В 1803 г. вышел в свет статистический сборник Министерства коммерции "Государственная торговля 1802 года в разных ее видах". В дальнейшем подобные сборники издавались ежегодно, сначала Министерством коммерции, а потом, после его ликвидации, Министерством финансов. В 1806 г. был опубликован статистический сборник Министерства внутренних дел "Табели к отчету Министра внутренних дел за 1804 год". 29 ноября 1819 г. на заседании Комитета Министров обсуждался вопрос об издании Статистического журнала и прочих статистических сочинений.
12 мая 1823 г. Статистическое отделение вошло в состав Департамента исполнительной полиции Министерства внутренних дел.
Впервые в 1825 г. Статистическим отделением был составлен Реестр произведенных работ за период с 1811 г. по 1825 г. (Письмо Статистического отделения МВД от 07 октября 7525 г. №18).
Существенные перемены в развитии российской государственной статистики наметились к середине 30-х годов XIX века, когда потребности государства вызвали необходимость приступить к организации статистических работ.
В конце 30-х годов прошлого века намечаются признаки нового подъема статистики, который к середине 40-х годов становится неоспоримым фактом: совершенствуется система правительственной статистики, ею осуществляется большой объем работ, возрастает число и качество статистико-экономических исследований и статистических публикаций, возрождается общественный интерес к статистике.
В 1834 году в Совете Министерства внутренних дел учреждается особое Статистическое отделение (Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 9, отделение 2). Согласно утвержденным 20 декабря 1834 г. Правилам о Статистическом отделении при Совете Министерства внутренних дел, целью его учреждения было составление подробных и, по возможности, точных описании состояния всех частей, подведомственных Министерству внутренних дел. Кроме этого ему поручалось предварительное рассмотрение представленных вновь планов городов, проектов новых разделений губерний и уездов, предположений о городских доходах и расходах и рассмотрение, в хозяйственном отношении, предполагаемых по ведомству Министерства внутренних дел новых зданий.
Основанием статистических работ, поручаемых канцелярии Статистического отделения, служили сведения, получаемые из департаментов министерства и от начальников губерний. Правилами предусматривалось, что при производстве статистических работ чиновники должны были всегда начинать историческим обозрением прежнего состояния описываемой им части для сравнения его с настоящим. К тексту описаний, при необходимости, прилагались таблицы.
Одновременно во всех губернских городах учреждались статистические комитеты под председательством гражданских губернаторов и главным ведением генерал-губернаторов. Губернский статистический комитет собирал сведения, проверял их, приводил в единообразный порядок, вносил их в табели по полученным от Статистического отделения Министерства формам, составлял по этим сведениям точные описания губернии в целом или отдельно некоторых отраслей хозяйства, промышленности и торговли.
Комитеты открывались медленно, к 1853 г. они были образованы в 33 из 49 губерний европейской части России.
В 1837 г. была определена и оформлена система годовой отчетности губерний. Круг вопросов, охватываемых ею ранее, был расширен, но социально-экономическая статистика была исключена из основного отчета о состоянии губерний. И только в 1842 г. Министерство внутренних дел значительно расширило программу статистической отчетности губерний, введя в нее данные о важнейших областях экономической жизни (народонаселение, сельское хозяйство, промышленность, торговля и т.д.).
Утвержденный образец годового отчета с приложением, состоящим из 27 таблиц, 7 марта 1843 года был разослан всем начальникам губерний (Письмо Департамента общих дел Министерства внутренних дел №1514 от 07 марта 1843 г.).
При Министерстве внутренних дел с 1847 г. был учрежден Временный комитет для «люстрации» помещичьих имений Западного Края. Эта люстрация должна была состоять в подробном хозяйственном описании каждого имения, в измерении и классификации земель, их оценке и т.д. Комитет испытывал трудности из-за недостатка технических кадров и средств. Было предложено соединить работы по люстрации помещичьих имений с прочими статистическими работами, проводимыми в министерстве.
22 декабря 1852 года по Высочайшему повелению взамен существующих в Министерстве внутренних дел Временного Люстрационного комитета и Статистического отделения Совета был учрежден Статистический комитет под непосредственным ведением и руководством Министра внутренних дел (Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 27, отделение 1).
4 марта 1858 года Статистический комитет был реорганизован в Центральный статистический комитет (Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 33, отделение 1). По роду возлагаемых на него работ он подразделялся на два отдела: Статистический и Земский. Задачи Статистического отдела состояли в сборе, критической проверке, приведении в порядок и обработке статистических данных по всем отраслям управления, необходимых для правительства, публикации своих трудов. Земский отдел занимался предварительным обсуждением и обработкой всех дел, касающихся земско-хозяйственного устройства.
Центральному статистическому комитету предоставлялось право требовать статистические материалы по предметам, входящим в круг его действий, не только от департаментов Министерства внутренних дел, но и от других высших Управлений. Центральному статистическому комитету подчинялись все губернские Статистические комитеты, которым Центральный комитет должен был давать надлежащие наставления и руководства по вопросам получения необходимых для него сведений и проверки статистических работ.
Сложившаяся в России организация правительственной статистики представляла несомненный шаг вперед по сравнению с существующей в начале XIX века.
В 50-е годы Министерством внутренних дел был выполнен ряд специальных статистических работ, подготовивших в какой-то степени проведение реформы 1861 г. По характеру эти работы можно подразделить на три группы: исследования, характеризующие крепостное население России; разработка данных о ценах на земли; исследования состояния помещичьего землевладения, характера землепользования, крепостных повинностей и задолженностей помещиков.
В 1852 г. был издан сборник данных за 1849 г. по стране в целом, основанный на материалах отчетности губерний «Статистические таблицы по сведениям за 1849 г.». Разработка данных о помещичьем землевладении была издана в 1860 г. под названием «Приложения к трудам Редакционных Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Работы по статистике городов были опубликованы в двух фундаментальных статистических изданиях: двухтомном сборнике «Общественное устройство и хозяйство городов» (1859 г.) и многотомном «Городские поселения в России» (начатом в 1859 г. и завершившемся уже в пореформенные годы).
Проведение ряда крупных статистических исследований в 40-50-е годы послужило стимулом для развития статистической науки. Российские ученые-статистики этого периода значительно продвинулись в проблеме определения связи статистики с науками, изучающими общественную жизнь. Они четко выделяли:
— наличие органической связи статистики с науками, изучающими общественную жизнь (Н.И. Надеждин «Объем и порядок обозрения народного богатства, составляющего предмет хозяйственной статистики», 1845);
— необходимость для статистики основываться на выводах общественных наук, рассматривающих конкретную исследуемую статистиком область жизни (Д.А. Милютин «Критическое исследование значения Военной Географии и Военной Статистики», СПб., 1846);
— большое значение статистики как средства обоснования выводов общественных наук и обеспечения их дальнейшего развития (Д.А. Милютин, указанная выше работа).
Ряд ученых (К.Ф. Герман, Д.А. Милютин, Н.И. Надеждин, Д.П. Журавский и др.) уже тогда раскрывали содержание теории статистики как науки о статистической методологии; понимали необходимость первоочередного решени вопросов, связанных с источниками статистических данных, организацией и проведением статистического наблюдения, совершенствованием организации статистики; теоретически обосновали вопрос о группировке как категории статистической науки и широко использовали этот метод при изучении социально-экономических явлений; добились серьезных успехов в теории средних величин, динамических характеристик изучаемых процессов, в области статистического изучения взаимосвязи признаков и т.п.
Основной исторической заслугой российских статистиков этого периода было окончательное оформление и утверждение политико-экономического направления в русской статистической науке. Теоретические разработки статистиков этих лет послужили надежной основой для конкретных статистических исследований. Но главное их значение состояло в положительном воздействии на последующее развитие статистики. Идеи политико-экономического направления были заимствованы передовыми представителями правительственной статистики пореформенных лет, с ними связаны успехи земской статистики.
Вступивший в 1855 г. после смерти Николая I на царский престол его старший сын Александр II (1855-1881) в поисках более гибких методов управления пошел на некоторые крупные социальные преобразования. По указанию правительства в губерниях были созданы дворянские губернские комитеты по подготовке крестьянской реформы. 19 февраля 1861 года Александром II были подписаны законопроекты об отмене крепостного права. После падения крепостного права был проведен ряд реформ политического характера, в том числе и реформа местного управления.
В 1864 г. были созданы выборные органы власти в масштабе губернии и уезда - земские учреждения (земства). В ходе реформ 60-х годов они появились в 33 губерниях России (к 1914 году - в 43-х). Земства должны были заниматься народным продовольствием и благотворительностью, промышленностью и торговлей, строительством дорог, почтой, страхованием, материальной помощью народному образованию и здравоохранению и т.п. Органами земств были губернские и уездные собрания, созывавшиеся один раз в год, губернские и уездные земские управы, непосредственно ведавшие делами земств (исполнительные органы), избиравшиеся на трехлетний срок. Земства контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами, имевшими право отменять постановления земского учреждения. Основным источником средств для деятельности земских учреждений были местные сборы, взимавшиеся с учетом стоимости недвижимого имущества и его доходности.
Земским учреждениям требовались подробные статистические данные, необходимые для правильного ведения хозяйств, которые не могли им дать правительственные органы. Многие земства взялись за организацию своей собственной местной статистики. К концу XIX века из 34 земских губерний в 25-ти были статистические органы. Создавались они либо путем приглашения на службу одиночных статистиков, в обязанности которых входили поиск и приведение в систему необходимого земству материала, либо созданием бюро. Способом получения информации была выборка сведений из существующих первичных записей и в дополнение к этому - сбор данных на местах через волости, учителей народных училищ, других агентов, не экспедируя на места членов бюро.
Возникнув как оценочная, с началом сбора материалов об объектах земского обложения земская статистика очень скоро поставила перед собой задачи изучения экономической жизни России, состояния и развития деревни. И в тех земствах, где статистики не ограничились определением ценности и доходности источников обложения, были сложнее организация и работа статистического бюро. богаче и разнообразнее собранные материалы. Среди таких земств выделяются два типа: Московский и Черниговский. Общее у них - сбор данных экспедиционным способом, т.е. члены статистического бюро объезжали один за другим все уезды и на местах собирали материал по всем тем вопросам, которые требовались программой исследования. Различие состояло в целях и приемах работы.
Черниговская статистика остановилась на определении количества и качества земельных угодий, московская - на положении земледелия и земледельческого населения, на способах и формах приложения труда к земле. У черниговских статистиков главнейшим предметом исследования была земля, у московских люди, обрабатывающие землю. По черниговской системе работа начиналась с выписки по угодьям, нанесения границ дач на топографическую карту, установления сортов почв на месте приехавшим членом бюро по заранее принятой классификации, получения сведений об урожайности в каждой даче. По этим данным выводилась средняя урожайность сортов почвы в уезде, средняя урожайность дачи.
По московской системе сведения получались о каждой хозяйственной единице, входившей в состав уезда, и об общих условиях жизни и деятельности населения путем личного наблюдения с выездом служащих статистической службы на места. Существенной операцией при местном изучении селений было проведение подворной переписи, в которой по каждому домохозяину отмечалось: число жилых и нежилых строений и их размер, семейный состав с указанием числа рабочих по полу, количество надельной и купленной в собственность земли и способы ее обработки, количество арендуемой земли и арендные цены, число и род скота, число и размер необработанных полос, число наемных рабочих и др. До проведения подворной переписи производилась выборка различных данных из документов, имеющихся в волостях. Дополнительные сведения извлекались статистическим бюро из множества имеющихся книг и документов. Подворная перепись дополнялась обследованием общих условии селения. Московский способ организации земской статистики нашел более широкое распространение и был принят многими земствами. Имеющиеся первоначально различия постепенно стирались, сближались программы работ, вырабатывался определенный тип земской статистики, получивший схожую организацию во всех губерниях России.
Детальность учета в земской статистике превышала все, что встречалось ранее в статистической практике. Использовались развернутые программы наблюдения, совершенствовались методы наблюдения, широко применялись группировки, получили дальнейшее развитие статистические таблицы. В развитии земской статистики большую положительную роль сыграли съезды и совещания статистиков. С 1887 по 1917 год было созвано 17 съездов (совещаний). Кроме исследования крестьянского быта, бюджетов, земские статистики занимались изучением народного образования, а с начала 80-х годов - санитарно-медицинской статистикой.
В своем развитии земская статистика прошла три этапа:
- возникновение и систематическое проведение статистических работ (1870-1894); в этот период в организационном и финансовом отношении земские статистические органы были независимыми от правительства;
- расширение программ работ, включая проведение имущественной оценки (1894-1900); в этот период деятельность земских статистических органов была поставлена под правительственной контроль;
- период, когда статистические работы земств субсидировались правительством (1900-1917), что ограничило их независимость. Практически статистические работы земств прекратились с началом первой мировой войны.
Земские статистики не только широко и умело толковали разнообразные статистические методы, но и занимались разработкой и комбинированным применением их. Ими были успешно разработаны методика опроса (основного тогда источника данных), карточные формуляры наблюдения, весьма умело применялись методы несплошного учета и их комбинирование со сплошным учетом, выборочные обследования и т.п. Важной особенностью разработки материалов земскими статистиками было систематическое и широкое применение группировок, особенно комбинационных, предложенных Александром Поликарповичем Шликевичем (1849-1909). В трудах земских статистиков раскрыты функции группировок как метода анализа связей и как приема для выделения типа явлений, что подготовило почву для последующего развития теории типологической группировки.
Существенный вклад в развитие земской статистики внесли В.И. Орлов (руководитель Московского земского статистического бюро в 1876-1885 гг.), П.П. Червинский, В.Е. Варзар, С.А. Харизоменов, В. Г. Громан (руководитель статистики Пензенского земства), Ф.А. Щербина (руководитель статистического бюро Воронежского земства, член-корреспондент Российской Академии наук (1904 г.) и др.
Работы по организации государственной статистики, активизировавшиеся в 40-50-х годах XIX века, продолжились и в 60-х. Сложившаяся в эти годы, она сохранилась почти в том же виде на протяжении всего пореформенного периода.
Повелением Императора 27 июля 1861 года "для обеспечения успешного хода крестьянских дел" из Центрального статистического комитета в самостоятельное учреждение выделяется Земский отдел. Согласно утвержденному положению дела, вносимые в Совет Министра по земско-хозяйственному устройству, производятся и исполняются по Земскому отделу. (Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 36, отделение 2).
Положение об устройстве статистической части при Министерстве внутренних дел было утверждено 30 апреля 1863 года Императором Александром II (Мнение Государственного Совета с резолюцией Императора Александра II "Быть по сему". Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 38, отделение 1). В положении предусматривалось создание Статистического совета и Центрального Статистического комитета Министерства внутренних дел.
В соответствии с Положением 1863 года предметом деятельности Статистического совета являлось "установление правильнейших и вернейших способов собирания и обработки статистических сведений в империи и однообразное направление всех работ по сей части". Статистическому совету поручалось: обсуждение способов производства всех статистических работ и мероприятий, касающихся сбора сведений по всей империи и требующих содействия разных ведомств; обсуждение производства частных статистических работ отдельных ведомств и установление общей формы для их издания; улучшение способов регистрации статистических данных, получаемых при обыкновенном делопроизводстве в разных ведомствах. По Высочайше утвержденному Положению 24 мая 1875 года Совет должен "содействовать министерствам и другим главным управлениям в работах по административной статистике", и "непременному рассмотрению Совета подлежат только те предметы, которые относят к устройству статистической части или к производству статистических работ по ведомству Министерства внутренних дел".
Согласно Положению от 1863 года назначением Центрального статистического комитета являлось производство статистических работ по Министерству внутренних дел. Ему поручались сбор, проверка, обработка поступающих ежегодно из местных комитетов сведений, разработка статистических данных, доставляемых другими ведомствами на основании определения Статистического совета, а также передача другим ведомствам статистических данных, собираемых по Центральному комитету; различные единовременные статистические работы, выполняемые по поручению министра внутренних дел или на основании определения Статистического совета. Центральному статистическому комитету в отношении работ и научного направления подчинялись все губернские, областные и городские статистические комитеты. Управление Центральным статистическим комитетом осуществлял директор, который являлся членом Совета Министра и непременным членом Статистического совета. Он назначался из лиц, обладающих специальными знаниями по статистике, определялся и увольнялся по представлению министра внутренних дел Высочайшими указами Правительствующему Сенату и Высочайшими приказами.
В 1866 г. вышел первый сборник Центрального статистического комитета "Статистический временник Российской Империи". Он содержал сведения о территории, населении, промышленности, торговле, транспорте, народном образовании, уголовной статистике и др. Это был первый российский статистический ежегодник (с 1905 г. - "Ежегодник России", с 1912 г. - "Статистический ежегодник России").
На рубеже XIX-XX веков опыт правительственной и земской статистики в России позволил научно осмыслить применение статистики в различных отраслях. Начали зарождаться отраслевые статистики: сельскохозяйственная, промышленная, железнодорожного транспорта, торговли, статистика труда, бюджетная статистика и статистика населения.
Этот период характеризуется широким использованием в статистической практике различных обследований и переписей.
Важнейшей была перепись населения Российской Империи 1897 г. (до нее источником данных служили ревизии), которой предшествовал длительный период подготовки. С 1862 по 1897 годы было проведено 98 местных переписей населения в городах (1869 г. под руководством П.П. Семенова; 1881 и 1890 гг. - Ю.Э. Янсона; 1882 г. - А.И. Чупрова, И.И. Янжула, А.С. Посникова). Всеобщая перепись населения проводилась по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 г. под руководством П.П. Семенова. Учитывались три категории населения: наличное, оседлое (постоянное) и приписное. Программа переписи включала 14 признаков, использовались три формы переписных листов. Перепись прошла успешно, ее результаты были опубликованы в двух томах "Общего свода по Империи результатов разработки всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г." и отдельных томах по губерниям, областям, четырем городам.
В сельскохозяйственной статистике проводились подворные переписи крестьянских хозяйств. В 1903 и 1910 гг. Центральный статистический комитет проводил перепись сельскохозяйственных машин и орудий. С 1875 г. для выявления конского поголовья, годного для военных нужд, проводились военно-конские переписи (в пореформенный период в России было проведено 9 переписей). Переписей скота не проводилось. С 1904 г. стали ежегодно собираться данные о численности скота. С 1883 г. Центральный статистический комитет организовал на основе выборочных данных статистику урожаев.
В области промышленной статистики самыми значительными работами были переписи промышленности 1900 и 1908 гг., проведенные по инициативе и под руководством В.Е. Варзара. Перепись 1900 г. охватывала только производства, не обложенные акцизом, 1908 г. - всю обрабатывающую фабрично-заводскую промышленность.
Статистика просвещения была представлена школьной статистикой. Первая школьная перепись была проведена в 1880 г.
Со второй половины 80-х годов XIX в. повысился уровень статистической науки, в развитие которой заметный вклад внесла математическая школа Петербургского университета, основанная Пафнутием Львовичем Чебышевым (1821-1894). Он и его ученики и, прежде всего, Андрей Андреевич Марков (1856-1922), Александр Михайлович Ляпунов (1857-1918) создали русскую школу теории вероятностей.
Достижения математической школы начали находить применение в демографии и страховом деле, при построении таблиц смертности. Понимание того, что со временем статистика должна стать наукой точной, математической, сочеталось с воззрением на статистику как общественную науку, которая поднимается от описания явлений до их анализа.
Однако не все ученые разделяли взгляд на статистику как науку математическую. К ним относился и Юлий Эдуардович Янсон (1835-1893), член-корреспондент Российской Академии наук с 1892 г. Основной целью статистики он считал раскрытие причинно-следственных связей, полагая, что теория вероятностей не может обеспечить отыскание причин изучаемых явлений. Как сторонник описательной статистики, он признавал за статистикой роль самостоятельной науки, не зависимой от математики, в частности, от теории вероятностей, отрицал роль закона больших чисел, уделяя большое внимание вопросам наблюдения и группировки, организации практической статистики.
Идеи Янсона оказали огромное влияние на целое поколение русских статистиков: Л.В. Феодоровича, А.Н. Анциферова, К.Г. Воблого, Л.В. Ходского и др.
Значительный вклад в развитие теории статистического наблюдения внес Александр Иванович Чупров (1842-1908), преподаватель Московского университета. В частности, он отдавал предпочтение применению экспедиционного способа сбора данных, при котором возрастает качество материалов наблюдения, а также включению в программу наблюдения вопросов для получения "перекрестных сведений" с целью усиления контроля полученных при наблюдении материалов. Им теоретически обобщена практика земской статистики по составлению комбинационных таблиц, развита теория монографического обследования.
К 1880 г. можно отнести зарождение стохастической (стохастика - от греч.: предполагать) статистики, когда Владимир Андреевич Косинский, студент юридического факультета, а впоследствии известный русский экономист, в брошюре "О приемах разработки статистических материалов" обосновал возможность и прогрессивность применения массовых выборочных обследований, основанных на положениях теории вероятностей, с предварительной группировкой фактов, чтобы к полученным группам возможно было приложение индуктивных методов.
Становлению стохастической школы в России способствовали работы профессора Казанского университета А.В. Васильева (1853-1929), В.И. Борткевича (1863-1931), А.А. Чупрова (1874-1926) и др. В статье А.В. Васильева "Законы случайного и математическая статистика" ("Вестник Европы", 1892) доказано, что, располагая данными массового наблюдения, можно судить о том, изменились ли главные причины или замеченные изменения не выходят за пределы чисто случайных. Сделанное им заключение состоит в том, что основанная на теории вероятностей социальная статистика становится ветвью математики - математической статистикой.
Самая известная из работ Борткевича "О статистических закономерностях" ("Вестник права", 1905, №№8 и 10). Он показал, что статистика не имеет дела с теми элементарными вероятностями, которые описываются теоремой Бернулли. В реальной жизни происходят события, каждое из которых является следствием нескольких причин. Следовательно, стохастическая статистика должна базировать свою методологию не на элементарной, а на средней вероятности.
Обобщить идеи стохастической школы, дать философское обоснование ее фундаментальных понятий, выявить связь статистики с теорией вероятностей смог великий русский статистик, подлинный глава стохастической школы - А.А. Чупров. Он предвосхитил и стимулировал поворот в сторону вероятностного обоснования статистического познания, способствовал развитию математической статистики. Его теоретические и методологические разработки оказали существенное воздействие на практику статистического анализа, в частности, на распространение выборочного метода, чему способствовали его связи с земскими статистиками, выступления на всероссийских съездах земских статистиков и т.п. Основные идеи изложены им в монографиях "Очерки по теории статистики" (СПб., 1909), "Основные проблемы теории корреляции (М., 1926), в статье "Основные задачи стохастической теории статистики" ("Вестник статистики", 1925, №10-12). В них разделялась идея делени всех наук на номографические, изучающие общие закономерности - вечные и неизменные, и идеографические, объясняющие закономерности конкретных явлений в определенных условиях места и времени. В соответствии с этим статистика как предметная наука относилась к классу идеографических, а как методологическая - к классу номографических. Ученым сделаны важные дополнительные выводы о предмете статистического познания: о наличии, наравне с однозначными, функциональными связями так называемых свободных, варьирующих связей, выступающих в виде сложного переплетения многих устойчивых, не зависимых друг от друга элементарных причин; о вероятности как принципиальной основе измерения свободных связей, обеспечивающей объективность полученных при этом статистических характеристик связи. А.А. Чупров оказал большое влияние на распространение вероятностных взглядов как в России, так и за рубежом.
Им разрабатывалась и теория группировок, этому методу посвящена его работа "О приемах группировок статистических наблюдений" ("Известия С.-Петербургского Политехнического института." Т.1. Вып.1-2. СПб., 1904).
Положения этой статьи нашли практическое применение, в частности, в работах земского статистика Григория Ивановича Баскина (1866-1937), выдвинувшего принципы районирования, проведения комбинационных группировок, вторичных группировок при изучении крестьянства.
В статистической науке второй половины XIX - начала XX века выявились следующие тенденции: основание и разработка вероятностной статистики; обобщение статистической методологии за счет соединения практического опыта статистики, в первую очередь, земской статистики, и математико-статистических методов; дифференциация статистической науки.
В советское время статистические работы (в тех или иных масштабах) велись во всех советских организациях и учреждениях с момента их формирования. Прежде всего в ВСНХ, который был создан 14 декабря 1917 г. по декрету ВЦИК в качестве единого общеэкономического центра. Со второй половины 1918 г. ВСНХ из общеэкономического органа стал промышленным наркоматом. В структуре ВСНХ имелся специальный отдел статистики и переписи (в его задачи, в частности, входила подготовка промышленной переписи, намеченной на 1918 г.). Но ВСНХ был не в состоянии обеспечить должного масштаба, единства и организованности статистических работ. Нужна была единая централизованная система государственной статистики.
В июне 1918 г. был созван первый Всероссийский съезд статистиков, который обсудил проект Положения о государственной статистике, представленный П.И. Поповым, возглавлявшим в то время отдел статистики и переписи ВСНХ.
25 июля 1918 года Декретом Совета Народных Комиссаров "О государственной статистике (Положение)" было оформлено создание в стране единого общегосударственного органа - Центрального статистического управления (Декрет Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1918 г.). Этим декретом, а также утвержденными в сентябре 1918 года "Положением об организации местных статистических учреждений" и "Положением о Совете по делам статистики при Центральном статистическом управлении" были заложены основы советской государственной статистики в РСФСР.
Представлять по требованию Центрального статистического управления все необходимые статистические сведения о своем устройстве и трудах обязывались частные общества и учреждения. Гражданские, военные и вероисповедного характера правительственные и общественные организации должны были оказывать Центральному статистическому управлению полное содействие при собирании им статистических сведений и доставления сведений, необходимых для работ и трудов, и производить по правилам, изложенным в декретированном положении, а также в соответствии с особыми законами или специальными распоряжениями Центрального статистического управления работы по наблюдению или контролю над наблюдением в подведомственных им областях. Все государственные и общественные органы, частные и общественные лица, печатающие издания, относящиеся к области статистики, обязывались в течение месяца после выхода в свет изданий посылать их в двух экземплярах в Центральное статистическое управление.
В 1926-1927 гг. была проведена реорганизация Центрального статистического управления и местных органов государственной статистики. Управляющий ЦСУ СССР был введен в состав Совета Народных Комиссаров с правом решающего голоса, а ЦСУ были представлены права объединенного наркомата СССР.
В начале 1930 года ЦСУ СССР было упразднено как самостоятельный Наркомат, его аппарат и функции были переданы Госплану СССР, в составе которого был образован Сектор народнохозяйственного учета. В декабре 1931 года Сектор народнохозяйственного учета был выделен в самостоятельное управление - Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) Госплана СССР - с правом непосредственного вхождения в правительство.
Возросшие потребности государственного управления и руководства народным хозяйством потребовали улучшения статистической работы. Постановление Совета Министров СССР от 10 августа 1948 г. предусматривало совершенствование статистической работы и реорганизацию советской статистики: ЦСУ было выделено из состава Госплана СССР и стало самостоятельным органом - ЦСУ при Совете Министров СССР. В ходе реорганизации государственной статистики в 1948 г. в ЦСУ были созданы Отдел статистической методологии и Научно-методологический Совет. Как научно-консультативный центр по методологическим вопросам статистики Совет был призван рассматривать вопросы методологии, программы и инструкции важнейших статистических работ. Было принято решение возобновить выпуск журнала "Вестник статистики" и организовать издательство статистической литературы - Госстатиздат.
В 1956 г. в связи с ликвидацией промышленных министерств и созданием совнархозов, руководивших промышленностью экономических районов, основные разработки отчетности, которые раньше велись министерствами, стали выполняться органами ЦСУ СССР.
Ведомственная статистика составляла только сводки и представляла статистическую отчетность по отдельным предприятиям и учреждениям.
Вслед за централизацией отчетности промышленности и строительства (1957 г.) была централизована статистика других отраслей народного хозяйства, хотя управление в них не изменилось. Централизация статистики промышленности сохранилась и после воссоздания промышленных министерств в 1964 г., поскольку возрос объем представляемых и разрабатываемых статистических данных, а также их детализация.
Сосредоточение сбора и разработки отчетных данных в органах ЦСУ СССР потребовало дальнейшего укрепления всей системы государственной статистики - от районного звена до центра и решительного усиления механизации статистических работ. В областных статистических управлениях были созданы вычислительные центры (машиносчетные станции), в административных районах - машиносчетные станции, которые затем были слиты с инспектурами государственной статистики в один низовой статистический орган - районную информационно-вычислительную станцию (РИВС). Впервые вопрос о необходимости механизации статистических работ был серьезно поставлен в связи с разработкой материалов переписи населения 1926 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров в январе 1927 г. ЦСУ было дано задание разработать вопрос о механизации счетно-статистических работ и представить на утверждение план механизации работ государственной статистики.
В период 50-х - 80-х годов преобразованное центральное статистическое ведомство страны решало поставленные правительством задачи методологического и организационного характера, вытекавшие из проводимой в стране социальной и экономической политики. В конце 80-х годов государственная статистика приступила к реализации принципиально нового подхода в оценке хозяйственной деятельности объединений предприятий и организаций, исходя из условий управления на основе полного хозяйственного расчета, нового порядка составления планов экономического и социального развития, усиления роли качественных показателей, т.е. условий, связанных с периодом коренной перестройки управления экономикой страны. В этот период большое внимание уделялось совершенствованию экономического анализа и статистической информации, упорядочению отчетности и обеспечению ее достоверности, расширению гласности статистики, реорганизации и повышению роли статистических органов.
В 1987 году Центральное статистическое управление СССР было преобразовано в союзно-республиканский Государственный Комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР).
Этап советской статистики отличался достаточной интенсивностью: проводилось большое число специально организованных статистических переписей и обследований, был построен первый баланс народного хозяйства.
Уже в конце 1918 года ЦСУ была проведена Всероссийская промышленно-профессиональная перепись, в августе 1920 года - работы всероссийского масштаба: демографическо-профессиональная перепись населения, сельскохозяйственная перепись и краткий учет промышленных предприятий.
Материалы переписей 1920 года легли в основу разработки Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). Одной из первых фундаментальных работ была оригинальная, сложная в теоретическом, методологическом и практическом отношении разработка первого баланса народного хозяйства за 1923/24 год, составленного по Постановлению Совета Труда и Обороны от 21 июля 1924 года. В обширном введении к этой работе П.И. Попов (Управляющий ЦСУ, председатель комиссии по составлению Баланса и его редактор) с полным основанием писал: "...мы в статистической, ни в экономической литературе, ни в русской, ни в западноевропейской не имелось примеров подобных работ, и нам приходилось решать самостоятельно, в процессе самой работы, не только технические приемы исследований, но и методологические предпосылки".
Баланс давал возможность проследить за движением продуктов от одной отрасли к другой, выявить взаимосвязь между отраслями по линии производства и распределения продукции.
Применение балансового метода в анализе межотраслевых связей - одно из наиболее значительных достижений составителей первого баланса, которое в то время еще не вполне было осознано. Позднее эти идеи творчески развил В. Леонтьев в системе "затраты-выпуск".
В период с 1926 по 1930 гг. был проведен ряд статистических обследований: годовое обследование промышленных предприятий по так называемому бланку "Б", обследование производительности труда и ее факторов, перепись предприятий мелкой промышленности, которая в то время имела значительный удельный вес, и др. Начала формироваться методология статистического анализа экономики колхозов и совхозов. Важное народнохозяйственное значение имела Всеобщая перепись населения 1926 г. В 1927 г. состоялась Всесоюзная школьная перепись, материалы которой были использованы при переходе к обязательному начальному обучению.
В 30-е годы была организована текущая статистика, постановка оперативной отчетности, разработка годовых отчетов предприятий и организаций, осуществлен ряд крупных статистических работ, таких, как: переписи промышленного оборудования в 1932 и 1934 гг.; переписи скота в 1932 г., проводившиеся в последующем, начиная с 1935 г. - ежегодно; общеторговая перепись 1935 г.; Всесоюзные переписи населения 1937 и 1939 гг. (итоги Всесоюзной переписи населения 1937 г. не были опубликованы) и другие.
В годы Великой Отечественной войны статистика обеспечивала выявление и мобилизацию всех имеющихся в стране ресурсов для решения неотложных задач в условиях военного времени. Первостепенное значение приобрели срочные переписи материальных ресурсов, обследования и расчеты численности и состава населения, трудовых ресурсов, организация оперативной статистики о работе важнейших в военно-стратегическом отношении предприятий и отраслей народного хозяйства. За период Великой Отечественной войны и 1946-1947 гг. ЦСУ произвело в общей сложности 142 срочных переписи.
В первые послевоенные годы статистика сохранила основные черты, присущие ей в военное время. После окончания войны и до 1947 г. было проведено 37 срочных переписей оборудования и материалов, ряд единовременных учетов рабочих и служащих по полу, возрасту, профессиям, зарплате. Возобновились ежегодные переписи скота, проводились переписи многолетних насаждений.
В январе 1959 года была проведена первая послевоенная Всесоюзная перепись населения СССР.
В связи с созданием совнархозов и усилением внимания к социальной сфере был проведен ряд обследовании новых форм кооперирования и специализации в промышленности (1958 г.), механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации оборудования, внедрения в промышленность новых технологических процессов и усовершенствований (1958-1961 гг.); состояния межрайонных и внутрирайонных производственных связей по кооперированным поставкам (1960 г.); выборочное обследование торговли расфасованными товарами и работы магазинов без продавцов (1958-1962 гг., 1967 г.); выборочное обследование работы столовых по методу самообслуживания (1958 г., 1959 г.); выборочное обследование продажи товаров в кредит (1960 г.); выборочное обследование колхозов и совхозов по использованию минеральных удобрений и их влияния на рост урожайности (1964 г., 1965 г.).
В конце 20-х начале 30-х годов возобновились работы по составлению баланса народного хозяйства. Итоги этих работ были опубликованы в виде сборника материалов по балансу народного хозяйства за 1928, 1929 и 1930 гг., подготовленного под руководством А.И. Петрова. В середине 30-х годов были построены схемы и начаты разработки Баланса денежных доходов и расходов населения, а к концу 30-х годов - Баланса производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода (так называемого финансового баланса).
Со второй половины 50-х годов работы по балансу народного хозяйства стали интенсивно развиваться в целом по стране и в отдельных республиках. Широкое распространение получили отчетные межотраслевые балансы производства и распределения продукции, которые, начиная с 1959 г. стали разрабатываться по широкой программе (119-120 отраслей) практически один раз в пять лет. С 1972 г. эти балансы по краткой программе (18 отраслей) составлялись ежегодно.
В 50-е годы возобновились публикации ряда статистических материалов: сообщений ЦСУ СССР об итогах выполнения народнохозяйственных планов, выпуск статистических ежегодников "Народное хозяйство СССР", отраслевых и региональных статистических сборников. Статистическая наука в 20-30-е годы унаследовала традиции российской статистики и существенно обогатила теорию статистики. Научные концепции формировались рядом научных школ и направлений (Методологический совет при ЦСУ, Институт экспериментальной статистики и статистической методологии, Институт демографии АН УССР и др.). Лидировали стохастическая школа русской статистики, сторонники статистике -математических методов. Наиболее оригинальные результаты были получены в теории анализа динамики, конъюнктурных исследованиях.
Н.Д. Кондратьевым была выдвинута теория больших циклов конъюнктуры, А.Л. Вайнштейном разрабатывались проблемы эконометрических прогнозов, межотраслевых балансов.
Большая группа ученых (А.А. Конюс, М.В. Игнатьев, С.П. Бобров и др.) успешно занималась проблемой построения индексов физического объема и цен, а первая в России статья по индексному методу была написана Николаем Сергеевичем Четвериковым (1885-1973). Первая в советской статистике монография по индексному методу принадлежит Сергею Павловичу Боброву (1889-1979) - "Индексы Госплана" (М., 1925). Три основных вопроса книги: выбор формы средней при построении индекса, проблема взвешивания и порядок сравнения с отдаленной базой. Он выдвигал среднюю геометрическую взвешенную в качестве наилучшей формы индекса.
Предпочтение агрегатным индексам перед средними отдавали Станислав Густавович Струмилин (1877-1974) и Владимир Никонович Старовский (1905-1975); идея аналитической концепции индексов были выдвинута Н.М. Виноградовой в работе "Теория индексов" (Л., на правах рукописи, 1930). Значительный вклад в практику построения индексов и ее научное обоснование внес Михаил Васильевич Игнатьев (1894-1959). Он первым сравнил цены в СССР и других странах, вычислил общий индекс товарных цен в разных странах по отношению к СССР.
Практические потребности обусловили разработку материалов урожайной статистики. Этим вопросом занималась цела группа ученых: В.М. Обухов, Б. С. Ястремский, Н.М. Семенов. Н.С. Четвериков, исследуя связь хлебных цен с урожаями (1924 г.), обнаружил наличие волн или "циклов", свидетельствующих о связи между урожаями соседних лет. Тем самым он впервые показал практическое значение явления автокорреляции. Евгений Евгеньевич Слуцкий (1880-1948) открыл псевдопериодические волны, возникающие в рядах, члены которых коррелятивно связаны между собой, что дало возможность определить ошибку коэффициента корреляции между такими рядами. В дальнейшем он занимался теорией равновесия и теорией случайных процессов.
Большое внимание уделялось анализу рядов динамики. Борис Сергеевич Ястремский (1877-1962) изучал устойчивость и колеблемость статистических рядов. Критический разбор теории устойчивости Лексиса позволил Ястремскому создать стройную теорию статистического анализа динамики, начало которой положено статьей "Статика и динамика в математико-статистическом исследовании" ("Вестник статистики", 1923, № 7-11). Им исследованы вопросы о переменной корреляции, зависимости относительной устойчивости статистического ряда от объема данных, проблемы закона больших чисел, соотношения между понятиями частоты и вероятности, оценки генеральной средней, генерального распределения.
Практическое значение выборочного метода в сочетании с его теоретическим обоснованием составили содержание книги А. Г. Ковалевского "Основы теории выборочного метода". В ней уделялось внимание районированной выборке. Логические основы выборочного метода на урновой модели исследованы Четвериковым в статье "О выборочном исследовании (опыт логической характеристики метода)" ("Вестник статистики", 1919, № 8-12).
Фундаментальная проблема статистики рассмотрена В.И. Хотимским в монографии "Выравнивание статистических рядов по методу наименьших квадратов (способ Чебышева)". Работа позволяла облегчить вычисления при выравнивании статистических рядов по параболам - приведены специальные вычислительные таблицы.
Последние работы А.А. Чупрова "Основные задачи стохастической теории статистики" и "Основные проблемы теории корреляции", изданные в 1925 г., способствовали распространению корреляционного метода, раскрытию специфики корреляционной связи, ее непротиворечивости концепции причинности. Была прояснена диалектика разных видов детерминации (функциональной и стохастической), возможность превращения функциональной зависимости в стохастическую из-за погрешностей измерения.
Научный интерес проявлялся и к статистической методологии анализа экономической дифференциации крестьянства - типологическим группировкам. В статье А.И. Хрящевой "К вопросу о принципах группировки массовых статистических материалов в целях изучения классов в крестьянстве" ("Вестник статистики", 1925, № 1-3) предложены последовательное расчленение совокупности и синтез типов. Крестьянские хозяйства выделялись на основе комбинации признаков: характера хозяйства (земледельческое, неземледельческое) и наличия признаков эксплуататорского типа хозяйства (размеры найма рабочих, сдача в эксплуатацию своих сельхозмашин, инвентаря, скота, наличие торгово-промышленных заведении, аренда земли). Подробный разбор проблем, возникающих при технологической группировке крестьянских хозяйств, дал B.C. Немчинов в статьях "О статистическом изучении классового расслоения деревни (1926 г.), "О социально-экономических группировках крестьянских хозяйств (1927 г.), "Опыт классификации крестьянских хозяйств" (1928 г.).
Вопросы демографической статистики, в частности, методология построения таблиц смертности в России, разработка методов построения таблиц брачности и разводимости, рождаемости и плодовитости с успехом решались Михаилом Васильевичем Птухой (1884-1964) и Юрием Авксентьевичем Корчак-Чепурковским (1896-1967).
Санитарная статистика своим развитием во многом обязана деятельности П.И. Куркина, организатора статистики заболеваемости населения, руководителя разработки классификации причин смерти и болезней. С.Г. Струмилиным были рассчитаны потери в рождаемости и трудоспособности, дан прогноз численности и возрастно-полового состава населения России на 1921-1941 гг., который в основном подтвердился. Подробный анализ преступности был проведен М.Н. Гернетом в монографии "Моральная статистика" (1922 г.). Бюджетная статистика разрабатывалась Александром Васильевичем Чаяновым (1888-1937). Он оценивал эффективность крестьянских хозяйств методами двойной бухгалтерии - "счетоводная статистика". Проблемы и способы таксации, репрезентативности выборки, история бюджетных обследований рассмотрены Чаяновым в ряде работ, прежде всего в монографии "Бюджетные исследования. История и методы" (1929 г.). По статистике промышленности были разработаны вопросы определения единиц наблюдения, промышленного ценза, классификации отраслей промышленности. Большой вклад в их решение внесли М.Н. Смит, Л.В. Кафенгауз, Д.В. Савинский, С.Г. Струмилин, В.Е. Варзар. Была разработана методология построения сводных показателей объема промышленной продукции и промышленного производства, совершенствовались методы измерения производительности труда в промышленности.
В 30-е годы в работах А.Я. Боярского, В.Н. Старовского, В.И. Хотимского, Б.С. Ястремского утверждался вероятностный характер статистики, подчеркивалась необходимость использования методов математической статистики. В 1957, 1968 и 1977 гг. были проведены Всесоюзные совещания статистиков, созванные ЦСУ СССР.
В 1956 г. начали проводиться в рамках СЭВ международные статистические сопоставления основных стоимостных показателей развития народного хозяйства стран СЭВ (за 1959, 1966, 1973,1978,1983 годы). В 1932 г. при ЦУНХУ Госплана СССР организована первая фабрика механизированного счета. Началась централизация разработки статистической отчетности предприятий и организаций.
Для проведения Всесоюзной переписи населения в 1958 г. Первая фабрика была преобразована в Центральную станцию механизированного счета. В 1967 г. создан Вычислительный центр ЦСУ СССР, а с 1994 г. - Вычислительный центр Госкомстата России, который в настоящее время осуществляет информационно - вычислительные работы в соответствии с Федеральной программой статистических работ.
В 1963 г. был создан Научно-исследовательский институт по проектированию вычислительных центров и систем экономической информации (НИИ ЦСУ СССР), в настоящее время - Институт статистики и экономических исследований Госкомстата России. В 1971 г. был образован Всесоюзный государственный проектно-технологический институт по механизации учета и вычислительных работ (ВГПТИ) ЦСУ СССР, в настоящее время - Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы (НИПИстатинформ) Госкомстата России.
Руководителями республиканского органа государственной статистики Российской Федерации в разные годы были: Середа Семен Пафнутьевич (1926-1931 гг.), Соловьев Николай Иванович (1932-1936 гг.), Мудрик Моисей Маркович (1936-1937 гг.), Краевич Анатолий Львович (1937 г.), Филиппов Федор Никитич (1937-1940 гг.), Кутянин Федор Иванович (1940-1947 гг.), Сухарев Александр Михайлович (1947-1950 гг.), Колпаков Борис Тимофеевич (1950-1970 гг.), Дрючин Александр Павлович (1970-1985 гг.), Гужвин Павел Федорович (1985-1993 гг.).
Начало 90-х годов совпало с прекращением существования СССР и созданием на его территории самостоятельных государств. С этих пор Госкомстат Российской Федерации стал преемником накопленного советской статистикой опыта в методологии и практике статистических работ на ее территории.
В настоящее время в системе государственных статистических органов Российской Федерации работают свыше 50 тыс. человек. Из них на долю центрального аппарата приходилось 1,7%, территориальных органов государственной статистики - 94%, вычислительного центра - 3,4%, научно-исследовательских и проектных институтов - 0,9%.
Госкомстат России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой. В его состав входят 88 территориальных комитетов государственной статистики республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, вычислительный центр, научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы, институт статистики и экономических исследований, учебные заведения (Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики, 14 колледжей и техникумов, 58 учебных центров).
Подготовка специалистов для органов государственной статистики и секторов экономики с 1932 года осуществляется в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (до 1996 г. - Московский экономико-статистический институт). Специалисты этого профиля готовятся также в восьми региональных учебных заведениях (Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Ростовская государственная экономическая академия, Новосибирская государственная академия экономики и управления и др.)
Госкомстат России стал центром не только организации, но и методологии проведения статистических разработок, тесно связанных с реформированием экономики. Это потребовало перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, направления которой были намечены в утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 121 соответствующей Программе.
В соответствии с Программой была существенно изменена действующая система статистических показателей, создана система национальных счетов, положено начало международным сопоставлениям валового внутреннего продукта, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. На Всероссийском совещании статистиков в ноябре 1995 г. Председатель Госкомстата России изложил принципы и направления реформирования российской государственной статистики.
Реформирование статистики на первом его этапе проводилось по принципу приоритетности, когда в старую систему были вмонтированы не связанные между собой новые элементы. Статистика вступает в новый период, который сочтет в себе дальнейшее развитие и завершение работ в рамках приоритетов и изменение самой системы в целях адаптации ее к рыночной экономике.
Если сейчас достаточно полно удовлетворяются информационные потребности органов государственной власти, то остальные разрезы информации - предпринимательский, научный и индивидуальный - нуждаются в фундаментальной проработке. Она должна ориентироваться на необходимость совмещения воедино информации об основных блоках макроуровня с детальной информацией о самых разнообразных аспектах микроуровня - предприятиях, товарных рынках, конкурентной среде, региональной экономической конъюнктуре и т.д.
Адаптированность статистической системы к рыночным условиям в значительной мере определяется уровнем развития маркетинговой службы информационных ресурсов. Потребитель, спрос должны формировать информационный "портфель заказов" для статистической системы. Реформы в статистике обеспечат выполнение этого заказа с учетом удовлетворения потребности по всем количественным и качественным параметрам - от содержания и объективности до дизайна. При этом должна соблюдаться преемственность в реформах, незыблемость базовых условий их развития, а именно:
- сохранение национальной системы организации статистики, базирующейся на традициях и сложившихся взаимоотношениях территориальных, а также ведомственных органов;
- усиление интегрирующих функций системы Госкомстата в общем процессе информационного отображения общественно-экономических явлений в стране;
- повышение роли региональной статистики, соответствующее перераспределение функций между федеральным и региональными уровнями;
- обеспечение объективности и оперативности статистических данных;
- достижение прогрессивного технико-технологического уровня статистических работ, обеспечение производственного и бытового комфорта работников российской статистики.
В первую очередь будет разработана система статистических показателей, комплексно характеризующих экономику переходного периода, рыночные отношения. Задел для этого в виде комплекса работ по принципиальной схеме анализа социально-экономического развития и разработке комплексной системы показателей для федерального и регионального уровня создан в 1995 г. Принципиальная схема направлена на решение следующих задач:
- представить во взаимосвязанной форме механизм функционирования российской экономики и определить основные направления анализа происходящих в ней процессов;
- определить систему показателей, необходимых для такого анализа, как на федеральном, так и на региональном уровнях с учетом отечественного и мирового опыта, рекомендаций международных экономических организаций;
- обосновать современные подходы к организации статистической информации; придать текущей работе статистических органов по пересмотру форм и показателей государственной отчетности нужную долговременную ориентацию; развивать статистическую методологию исходя из содержательной стороны самого экономического анализа.
На ее основе будет обеспечена большая готовность статистики к решению проблем экономики в новых условиях, более целенаправленное осуществление замены обязательной отчетности выборочным наблюдением и определение их программы не только на ближайшее время, но и на перспективу. На новом этапе трансформации статистики потребуется решить несколько важных задач в области методологии статистических показателей:
- разработать методологию показателей системы национальных счетов России, характеризующих движение финансовых потоков, с использованием для этого в качестве основы статистики предприятий, а также административной и банковской статистики;
- осуществить комплексную взаимоувязку методик отдельных отраслевых показателей, что обеспечит однозначную трактовку статистических показателей и их сквозное применение (от производства до конечного потребления);
- совершенствовать методики расчета показателей с учетом законодательной и хозяйственной практики. Реализация системного подхода в реформировании статистики потребует отказа от применяющегося до сих пор отраслевого подхода как основного метода сбора информации и перехода на статистику предприятий. Такой подход предоставит широкие возможности для глубокого и взаимосвязанного анализа функционирования рынков труда, капитала, товаров и услуг для комплексной экономической, демографической, социологической характеристики производителей; более точной оценки масштабов и направлений инвестиционных потоков; определения устойчивых и неустойчивых в финансовом отношении секторов экономики; выявления эффективности структурной перестройки, процесса конверсии; прослеживания связи между производством и экологией.
Он будет сопровождаться существенным снижением информационной нагрузки на предприятия, устранением дублирования информации, упрощением процедур и организации сбора данных. Это потребует, в свою очередь, инвентаризации существующего арсенала методов сбора информации на предмет соответствия специфике предприятий и обеспечения объективности данных. При этом сохраняется ориентация на цензовый принцип, когда крупные и средние предприятия всех форм собственности охватываются сплошным учетом с большим объемом и частой периодичностью представления информации, а малые предприятия - по выборке.
При переходе на статистику предприятии создаваемый Государственный статистический регистр (ГОСТАР) будет представлять собой центральное звено системы учета и идентификации хозяйственных субъектов, базу для организации выборочных обследований, банк данных "реквизитной" информации и экономических показателей в разрезе единиц статистического наблюдения. Преследуемая цель при проектировании системы - при минимуме входной информации иметь массивы статистических данных, удовлетворяющих потребности административных органов управления и пользующихся коммерческим спросом.
Процесс сбора данных будет ориентирован на весь спектр методов, используемых в мировой практике, в том числе и метод получения от других ведомств административной информации о хозяйствующих субъектах. При реализации системного подхода в реформировании статистики основополагающая роль принадлежит классификаторам. С переходом на статистику предприятий должны быть четко сформулированы правила выделения учетных единиц и разработана их классификация, а также обоснован способ определения основного вида деятельности. Решение этих вопросов связано с созданием согласованных на международном уровне статистических стандартов, которые бы регламентировали порядок подготовки, сбора, обработки, передачи и анализа статистической информации.
Процесс реформирования включает и обеспечение проведения анализа взаимосвязей различных объектов в информационных потоках, а также возможности прослеживания по иерархической схеме исходного базиса укрупненных блоков информации. Речь идет о таких взаимосвязях, как производство и потребление продукции и услуг, внешний и внутренний товарооборот, занятость и подготовка специалистов, структура и объемы производства в связи с состоянием и потребностью в обновлении основных фондов и т.д.
Из числа проблем, связанных с классификаторами и решаемых в ходе реформирования российской статистики, весьма важными являются построение системы взаимосвязанных номенклатур продукции и услуг с различным уровнем агрегирования в увязке с решаемыми на их основе задачами анализа и прогнозирования экономики, а также интеграция классификаций как путь к созданию информационно совместимых баз данных экономической информации в рамках всего мирового сообщества.
Указанные принципы и направления реформирования статистики позволяют объективно определять реальные и необходимые объемы разработки статистической информации, что становится исходной предпосылкой для решения вопросов технического оснащения, структурирования работ, выполняемых в системе комплексов электронной обработки или же в рамках гибких программ на персональных компьютерах. Такой подход позволяет отречься от интуитивных принципов в технической модернизации статистической системы, исключить превращение технического оснащения в самоцель, придать этому процессу системный, экономичный и осмысленный характер.
Важнейшим элементом проводимых реформ являются технико-технологические аспекты совершенствования системы российской статистики, которые могут быть реализованы в тесной увязке со всеми стадиями организации статистической работы.
Госкомстат России осуществляет активное сотрудничество со Статистической комиссией ООН, статистическими органами ЕЭК, ЭСКАТО, ЮНЕСКО, МОТ, ФАО, а также МВФ, МБ, ОЭСР и другими международными организациями. Взаимодействие с национальными статистическими службами ведется в рамках подписанных двусторонних соглашений со статистическими органами Великобритании, США (Бюро цензов и Министерство сельского хозяйства), Франции, Германии, Италии, Швеции, Финляндии и Южной Кореи.
Развертывается двустороннее сотрудничество с партнерами из стран СНГ, подписано соглашение с Министерством статистики и анализа Республики Беларусь. Российская государственная статистика, находящаяся в процессе реформирования, открывает качественно новый исторический этап своего развития.