Статистик 2.0 – каким он должен быть
Представители ведущих вузов, компаний-работодателей и экспертного сообщества обсудили этот вопрос 8 июня на заседании Общественного совета при Росстате.
Сегодня более ста тысяч человек в стране могут назвать себя статистиками или специалистами по работе с данными. Они работают в органах власти, в бизнесе, в банках и страховых компаниях, в профессиональных ассоциациях и СМИ. Профессия статистика или data scientist входит в число самых перспективных по оценке ведущих международных консалтинговых компаний.
Однако еще 5 лет назад будущее статистического образования в России находилось под вопросом.
«Очевиден запрос на возрождение статистического образования. Есть идеи со стороны вузов и спрос со стороны государства, бизнеса и общества. Генерация данных идет с огромной скоростью, а вот с подготовкой специалистов, которые могут расшифровать цифры, проследить взаимосвязи и дать определенную картину, – в этом наблюдается определенный кризис», – считает председатель Общественного совета при Росстате Андрей Клепач.
По мнению руководителя Росстата Павла Малкова, существует огромный дефицит кадров, особенно в территориальных органах статистики – надо научиться искать таланты внутри системы и вне ее. Чтобы обеспечить подготовку современных статистиков, мы видим два больших направления работы: взаимодействие с вузами и создание системы повышения квалификации внутри Росстата. Это позволит сформировать эффективную систему подготовки кадров.
Среди наиболее важных проектов, позволяющих вернуться к качественному статистическому образованию, Павел Малков особо выделил возрождение на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова профильного института – МЭСИ.
«Уже издан приказ о формировании МЭСИ, идет наполнение его структуры, которая будет состоять из трех элементов – образовательного, научного и инфраструктурного», – отметил проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Виталий Минашкин. Он подчеркнул, что в структуру МЭСИ войдут недавно созданный факультет Data Science, а также несколько научных подразделений – лаборатории «Социально-демографическая статистика», «Количественные методы исследования регионального развития» и Центр статистики и науки о данных.
В качестве инфраструктурной поддержки выступает Ситуационный центр социально-экономического развития регионов РФ, предоставляющий широчайшую базу из более чем 1200 показателей в динамическом разрезе, инструменты визуализации и оценки взаимосвязи. Сочетая экспериментально-ориентированную модель образования и проектную деятельность, МЭСИ сможет предложить своим студентам высокие стандарты образования, позволяющие успешно конкурировать за рабочие места в органах власти и частном бизнесе.
«Работа с большими данными выходит сегодня на первый уровень, – заявил ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж. – В 2019 году была подписана дорожная карта с Росстатом. Это позволило подготовить новые образовательные программы на основе междисциплинарного подхода. Мы внимательно изучили запросы Росстата, бизнеса, всех, кто заинтересован в подготовке специалистов, способных не только собирать и обрабатывать данные, но и проводить глубокий анализ на основе использования современных программных продуктов. В результате разработана программа обучения, объединяющая экономические, информационные и статистические дисциплины. Мы стремимся дать студентам не только теоретические, но и практические компетенции».
Наталья Починок, ректор РГСУ, подчеркнула, что только флагманы-университеты, присутствующие на заседании, воссоздают, развивают и формируют высокие образовательные стандарты. «Программы, созданные на базе экономического факультета РГСУ совместно с коллегами из Росстата – это ведущее направление подготовки статистических кадров в университете, связанное с практическими возможностями для студентов и выпускников».
Председатель Российской ассоциации статистиков Алексей Пономаренко считает, что сейчас «мяч» на стороне Росстата, который должен сформулировать требования к специалистам по работе с данными и на этой основе сформировать эффективную программу подготовки кадров.
В свою очередь заведующий кафедрой информатики и прикладной математики, и.о директора ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин обратил внимание всех участников заседания Общественного совета при Росстате на то, что подготовка статистиков для органов власти и муниципального управления имеет свои особенности. Необходимо знать особенности рискоориентированного подхода при контроле или надзоре, а также использовать механизмы оценки регулирующего воздействия при принятии управленческих решений.
По мнению Павла Малкова, к статистику в XXI веке будут предъявляться новые требования. Наряду с работой с цифрами статистик в своей работе должен творчески подходить к решению проблем, находить эффективные решения и оценивать ситуацию, рассматривая ее с разных точек зрения.
С этим согласен и исполнительный директор по исследованию данных SberAI Михаил Степнов. «Все, что мы заложим в обучающие программы сегодня, через 20-30 лет будет устаревшим. Это нужно осознавать. Самое главное, что дает образование, – это возможность научиться учиться. Научиться решать разноплановые задачи и не бояться решать задачи, которые кажутся непосильными, – заявил он в своем выступлении. – Для меня статистик 2.0 – это такой data scientist, который не забыл фундаментальные основы и может объяснить те данные, с которыми он работает».
Директор по развитию отношений с органами государственной власти X5 Group Станислав Богданов отметил, что для них, как для работодателя, «важно, чтобы его сотрудник умел обрабатывать большие объемы информации, формировать отчеты, визуализировать данные. Значимой компетенцией аналитика, работающего со статистической информацией, является умение находить и предлагать новые решения, искать пути оптимизации существующих процессов, свое бизнес-видение». По словам Станислава Богданова, «работодатели постоянно повышают уровень требований к своим сотрудникам. Поэтому будет расти значимость непрерывного развития сотрудников как внутри, так и вне организации».
Говоря о целях и задачах, стоящих перед Росстатом, Павел Малков сообщил о том, что к 2024 году Росстат и территориальные органы статистики должны реализовывать программы сотрудничества с более чем 50 региональными и федеральными вузами страны (к июню 2021 года подписано более 25 соглашений, в том числе с 6 ведущими российскими университетами и академиями – МИРЭА, Финансовым университетом, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РГСУ, РАНХиГС). Интересным проектом, который планируется реализовать совместно с Иннополисом и рядом заинтересованных вузов, станет запуск программы бакалавриата «Наука о данных и машинное обучение».
Павел Малков рассчитывает, что в 16 российских вузах будут готовить специалистов по направлению «статистика», а МЭСИ станет флагманом статистического образования в России и СНГ. Благодаря этому более половины новых сотрудников Росстата будет иметь базовое статистическое образование.
Для реализации этой задачи Росстат готов начать выпуск учебных пособий по различным направлениям статистики, в том числе по теории статистики, макроэкономической, социальной и демографической статистике, по статистике предприятий и ряду других направлений. Еще одним элементом взаимодействия с вузовским и экспертным сообществом станет участие ведущих специалистов Росстата в чтении лекций и семинаров, кураторство курсовых и дипломных работ студентов, стажировки и студенческая практика в Росстате и территориальных органах статистики.
Одновременно, будут развиваться программы внутреннего обучения. Павел Малков представил членам Общественного совета и приглашенным экспертам итоги первого внутреннего образовательного фестиваля «Лидеры РостСтата», а также обучающих программ «Клик», «Statistics MBA» и ряда других.
Новым и важным проектом станет создание площадки дистанционного обучения для сотрудников Росстата, а также открытого лектория в стенах ведомства. А объединит уже начатые образовательные инициативы Росстата программа «Импульс», направленная на развитие компетенций и навыков, создание кадрового резерва, а также на формирование системы кадровых и профессиональных лифтов.