Новый подход к статистическому образованию

К статистическому образованию в России необходимо найти качественно новый подход. К этому мнению пришли члены Комиссии по совершенствованию и развитию статистического образования и статистической грамотности Общественного совета при Росстате. 30 мая 2022 года в онлайн-формате прошло заседание, на котором с докладом выступила Ольга Золотарёва – ведущий научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, член Общественного совета при Росстате. 

«Мы должны учитывать компетенции, которые отвечают глобальным научно-технологическим трансформациям и уделять значимое внимание big data, data science, data mining - то есть всему тому, что связано непосредственно с новыми технологиями и с появлением новых больших потоковых данных» - отметила Ольга Золотарёва. В современном мире статистика необходима для подготовки высококвалифицированных кадров во всех направлениях обучения: от экономики и демографии до юриспруденции и медицины – сходятся во мнении все заседающие. Однако, рассматривая ситуацию в обучении на данный момент, Ольга Золотарёва приходит к неутешительным выводам. Статистическое образование находится в кризисной ситуации: статистические кафедры исчезают, объединяются, а так же уменьшается число читаемых студентам дисциплин. Но заключение всё же оптимистично – для формирования новой модели статистического образования, которое бы отвечало современным тенденциям, создан достаточно благоприятный ландшафт. Этому способствуют утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты программ обучения по направлению «Статистика» и актуализация профессионального стандарта «Статистик».

В ходе обсуждения члены Комиссии решили, что в с условиях информатизации статистика должна выполнять, прежде всего, методологическую функцию, при этом, не лишаясь и аналитической. Внимание уделили так же и необходимости повышения статистической грамотности населения. Среди всех реализованных программ, отметили недавно запущенный раздел на сайте  Росстата – «Понятная статистика». В ней специалисты Федеральной службы государственной статистики простым языком объясняют населению, как рассчитываются, на первый взгляд, непонятные статистические показатели.

Без внимания не остался и вопрос об обучении тех, что уже получил специальность. На базе ведущих университетов проходят курсы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Кроме того, проводится комплекс научных и научно-методологических мероприятий для повышения уровня социальной грамотности специалистов, выявления векторов дальнейшего развития и обмены опытом. Так, в Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) была проведена международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Статистические методы анализа экономики и общества». На «неделе статистики» с 16 по 20 мая 2022 в РЭУ им. Г.В. Плеханова проводились открытые лекции, конференции и круглые столы. В РАНХиГСе 18 мая 2022 года в  рамках международной конференц-сессии «Государственное управление и развитие России: глобальные тренды и национальные перспективы» проводилось заседание секции  «Государственная статистика в современных реалиях».

Проверить полученные знания в области статистики также возможно – в этом году проводится уже XIII международная  студенческая олимпиада по статистике, которую организует Росстат совместно с РЭУ им. Г.В. Плеханова. В 2022 году в ней приняли участие 300 человек из 53 регионов. Проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова, председатель Комиссии Виталий Минашкин оценивает значимость олимпиады: «статистика многогранна. Это не только экономика и управление, но ещё и множество других областей. Поэтому, те знания, которые участники получают и оттачивают на олимпиаде по статистике, им, безусловно, пригодятся».

Это не все проекты, реализованные представителями Росстата и ведущих вузов для развития статистического образования в России. В планах – укрепление взаимодействия между высшими учебными заведениями и Федеральной службой государственной статистики, а так же создание базовых кафедр Росстата по статистическим дисциплинам. Приоритетной и обсуждаемой темой остаётся формирование образовательного стандарта. Возможность его создания, как отметили члены Комиссии, тесно связана с актуализацией и официальным принятием профессионального стандарта «Статистик».

Повестка заседания
124.63 Кб, 02.02.2023
Протокол заседания от 30 мая 2022 г.
569.68 Кб, 02.02.2023
Стенограмма заседания от 30 мая 2022 г.
286.07 Кб, 02.02.2023