Здание Росстата – памятник архитектуры

Мясницкая, 39: Памятник архитектуры, который не старится

Здание Росстата (известное москвичам как «Дом Центросоюза») – единственное не только в Москве, но и в России, построенное по проекту одного из выдающихся зодчих-авангардистов XX века, пионера архитектурного конструктивизма, художника и дизайнера Ле Корбюзье (настоящее имя – Шарль Эдуар Жаннере-Гри).

Центральный союз потребительских обществ РСФСР (Центросоюз) в своё время стал добровольным объединением кооператоров, полугосударственной некоммерческой организацией. В 1920-е годы возникла необходимость в строительстве для поднявшегося на волне новой экономической политики (НЭП) Центросоюза большого многофункционального здания. С этой целью в 1928 году был организован конкурс проектов, в котором приняли участие ведущие отечественные и зарубежные архитекторы. Победил французский архитектор швейцарского происхождения Ле Корбюзье со своим конструктивистским, инновационным по архитектурным и инженерным решениям проектом, не имевшим в ту пору аналогов ни в СССР, ни в Западной Европе.

Дом Центросоюза строился с 1928-го по 1936-й годы с «политически мотивированными» перерывами. Характерными особенностями здания стали огромный для того времени комплекс корпусов разного назначения с непривычно большими стеклянными поверхностями фасадов, плоскими крышами и отсутствующими наружными водостоками. Сооружение как бы висело в воздухе, опираясь на столбы-опоры, а под ним можно было свободно пройти или поставить автомобиль на стоянку. Дом-офис и одновременно выставка достижений кооперативного хозяйства! Воображение современников потрясали гигантские свободные пространства первого этажа, отведённые под рекреационные зоны вокруг главной доминанты – шахты лифта непрерывного действия, изобретённого во второй половине XIX века в Англии и получившего название «патерностер».

Просуществовавший до 1975 года стеклянный купол накрывал центральную рекреационную зону. На крышах предполагались зоны променада, летние веранды кафе и ресторанов, спортивные площадки с беговой дорожкой и летние сады. Отдельно был размещён киноконцертный зал на 600 мест с «летящим» потолком двусветного фойе, а в главном корпусе несколько этажей были отведены под огромные выставочные залы со стенами из стекла (первый отечественный open space). Архитектура здания позволяла не только свободно циркулировать свету и воздуху в помещениях, но и с удобством перемещаться многочисленным сотрудникам и посетителям – по изящно изогнутым пандусам и в лифте-патерностере. Для московской архитектуры непривычно было буквально всё, включая красновато-фиолетовую наружную облицовку из армянского (артикского) туфа.

Жаль, но во время реконструкции 1975 года тёмные оконные переплеты из морёного дуба заменили на светлые алюминиевые, что никак не сочеталось с цветом стеклянных лент и витражей, а также наружных стен, облицованных туфом.

По окончании строительства в 1936 году здание было передано Наркомлегпрому СССР, затем – Министерству текстильной промышленности СССР, а в 1959-м – Центральному статистическому управлению (ЦСУ) СССР. В настоящее время здесь располагается Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

Изменение функционального назначения здания повлекло за собой ряд постепенных изменений первоначального вида проекта. Первыми исчезли летние сады, кафе и спортплощадки на крышах, а также выставочные залы, которые превратились в ряды кабинетов. Затем застеклили пространство под зданием и превратили его из зоны парковки, прохода и проезда в обычное офисное помещение. Грандиозная рекреационная зона первого этажа уменьшилась почти в два раза и лишилась стеклянного купола. Но главное и, возможно, кажущееся парадоксальным, то, что сам Ле Корбюзье, скорее всего, эти перемены одобрил бы! Ведь по замыслам великого зодчего любое его творение должно легко адаптироваться к изменениям функционального назначения. Так и случилось…

 Андрей Астафьев, канд. экон. наук

 

Фильм «Москва Раевского»: Цикл «Архитекторы Москвы: Ле Корбюзье» (телеканал «Москва 24»)

Видеоэкскурсия по Дому Центросоюза, подготовленная по заказу Департамента культурного наследия города Москвы