Индексы потребительских цен и средние цены на товары и услуги

Основные понятия

Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде и отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих фактически сложившийся уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров, а также при пересчете ряда показателей системы национальных счетов из текущих цен в постоянные цены.

ИПЦ рассчитывается по субъектам Российской Федерации, федеральным округам и в целом по России к различным базисным периодам (к предыдущему месяцу, к декабрю предыдущего года, к соответствующему месяцу предыдущего года, за период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года).

Сбор информации о потребительских ценах в целях расчета ИПЦ осуществляется в столицах республик, центрах краев, областей, автономной области, автономных округов, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах - всего в 283 населенных пунктах.

Наблюдение осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатках, киосках и т.д.) - более чем в 71 тыс. организаций.

Набор товаров (услуг)-представителей, разработанный для наблюдения за ценами, включает 510 наименований товаров и услуг наиболее часто потребляемых населением. Отбор позиций произведен с учетом представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, а также устойчивого наличия их в продаже.

Средние цены на товары (услуги)-представители складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов. Средние цены по Российской Федерации рассчитываются как средневзвешенные величины исходя из уровней цен и объемов потребления товаров и услуг по субъектам Российской Федерации.

Наблюдение за потребительскими ценами в соответствии с действующей методологией осуществляется с 1992 года. В 1991 году формировались индексы потребительских цен по Российской Федерации в целом по укрупненным группам товаров и услуг: «Продовольственные товары», «Непродовольственные товары», «Платные услуги населению» и «Всего на товары и услуги».



Источники и контакты

 

Источник

№1-потребительские цены

Периодичность

Месячная,
Квартальная,
Годовая

Сроки обновления на сайте

Месячная - на 6-й рабочий день месяца, следующего за отчетным

Квартальная - на 6-й рабочий день месяца, следующего за отчетным кварталом

Годовая - на 13-й рабочий день месяца, следующего за отчетным годом, 12 февраля

Контакты

Краснова Виктория Викторовна
Тел.(495)607-43-59
E-mail: Krasnova@gks.ru