Сбор данных
Описание
Дата сбора данных
Способ сбора данных
Примечания по сбору данных
Метод сбора данных.
Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах осуществляется на основе личного опроса членов домашних хозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.
Опросы респондентов проводятся специально обученными работниками – интервьюерами на условиях добровольного согласия респондентов принять участие в наблюдении.
Опросы респондентов проводятся на основании специальных форм федерального статистического наблюдения, содержащих конкретные формулировки вопросов для различных групп респондентов с указанием возможных вариантов ответов на них (в дальнейшем – Вопросников), и указаний по заполнению Вопросников.
Опросы респондентов и заполнение Вопросников производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
На одном участке наблюдения одним интервьюером опрашивается 24 домохозяйства.
Набор и подготовка персонала на местах.
Набор интервьюеров осуществлялся в максимальной близости к месту проживания обследуемых домохозяйств.
При приеме на работу интервьюер знакомится с условиями договора (характер и время работы, обязанности) и проходит 2-х дневное обучение. Обучение интервьюеров проводят штатные работники подразделения территориального органа Росстата, ответственного за организацию и проведение наблюдения.
В ходе обучения интервьюеров на базе централизованно разработанных указаний проводятся теоретические занятия по изучению порядка рекрутирования домашних хозяйств, правил ведения интервью, процедур сбора данных, правил регистрации ответов респондентов в вопросниках.
Организация сбора данных.
Порядок проведения опросов на полевом уровне регламентируется разработанными Росстатом Указаниями по подготовке и проведению Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, содержащими порядок заполнения вопросников; порядок заполнения отчетов о ходе проведения наблюдения; порядок подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке (на полевом уровне); порядок сдачи-приемки материалов наблюдения; порядок проведения контрольных мероприятий.
В ходе подготовки к проведению наблюдения интервьюер обходит домохозяйства (начиная с наименьшего номера домохозяйства) по адресам, указанным в доведенном до него Списке адресов, с целью их привлечения к участию в Выборочном наблюдении доходов населения и участия в социальных программах.
Нагрузка по числу обследуемых домохозяйств на интервьюера составляет 24 домохозяйства. Список домохозяйств включает 48 адресов (24 домохозяйства в основном списке и 24 домохозяйства в резервном списке адресов). В случае отказа домохозяйств из основного списка адресов от участия в наблюдении или недостижимости домохозяйств по иным причинам (по результатам не менее, чем трех попыток установления контакта с домохозяйством) интервьюер самостоятельно производит замену данного домохозяйства на другое из резервного списка.
Информацию по факту посещения домохозяйств (в т.ч. об отказах от участия в наблюдении) и хода проведения опросов интервьюер ежедневно регистрирует в специальном бланке «Отчет о рекрутировании домохозяйств». По завершении опросов указанный отчет передается интервьюерами на территориальный уровень для анализа проблем в рекрутировании домохозяйств и проведении опросов.
Заполненные и проконтролированные интервьюером Вопросники Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах направляются в территориальные органы Росстата, где первоначально подвергаются 100%-ному визуальному контролю и далее передаются для автоматизированного ввода, кодирования и контроля первичных данных.
В случае обнаружения ошибок при визуальном контроле внесение изменений в бумажные носители производится на основе результатов запросов, адресованных интервьюеру. Во избежание ошибок на этапе ввода данных, применяются специально разработанные программы контроля, которые позволяют проверить соблюдение правил и логики заполнения форм обследования, содержащихся в соответствующих инструкциях, и провести дополнительный логический контроль данных. Исправление выявленных на этом этапе ошибок производится также преимущественно по результатам запросов, направляемых интервьюеру.
На территориальном уровне осуществляется ввод на сервер центра обработки данных федерального уровня первичных статистических данных с бумажных носителей, их формальный и логический контроль, а также мониторинг ввода с использованием специализированного программного обеспечения.
По результатам обработки первичных материалов наблюдения формируется первичный информационный фонд Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах.
Контроль качества работы на полевом уровне
Для обеспечения полноты и правильности получаемой от населения информации на территориальном уровне проводятся контрольные мероприятия, в том числе с непосредственным выездом работников территориального и федерального уровней к месту проживания отобранных домохозяйств:
– контрольные интервью, в ходе которых производится: сверка адресов фактически посещенных домохозяйств со Списком адресов домохозяйств, направленных интервьюеру, а также соответствие зарегистрированных ответов респондентов их фактическим ответам, полученных при контрольном интервьюировании. Контрольные интервью могут быть проведены и по телефону (по ограниченному кругу вопросов);
- контрольные опросы, т.е. проведение интервьюером опросов и сбора информации в присутствии проверяющего лица.
Результаты проверок фиксируются в специально разработанных бланках.