Потребительские ожидания в России
в
III квартале 2022 года

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за III квартал 2022 г. (опрос респондентов проводился с 1 по 10 августа 2022 г., подробнее в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2022 г. по сравнению со II кварталом 2022 г. возрос на 9 процентных пунктов (далее – п.п.) и составил (-22%).

 

В зависимости от возраста индекс потребительской уверенности в 2022 году демонстрирует следующую динамику.

 

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в III квартале 2022 г. по сравнению cо II кварталом 2022 г. увеличился на 8 п.п. и составил (-14%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в III квартале 2022 г. по сравнению со II кварталом 2022 г. увеличилась на 2 п.п. – до 19% (во II квартале 2022 г. – 17%). Доля негативных оценок снизилась на 9 п.п. до – 38% (во II квартале 2022 г. – 47%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, возросла на 8 п.п. – до 42% (во II квартале 2022 г. – 34%).

 

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в III квартале 2022 г. по сравнению со II кварталом 2022 г. увеличился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) – на 14 п.п. и составил (-11%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 8 п.п. и составил (-12%), среди лиц старшего поколения (50 лет и старше) на 6 п.п. и составил (-16%).

 

3. Индекс произошедших изменений в экономике России за прошедший год в III квартале 2022 г. по сравнению со II кварталом 2022 г. увеличился на 10 п.п. и составил (-38%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, в III квартале 2022 г. по сравнению со II кварталом 2022 г. увеличилась на 3 п.п. и составила 9%. Доля отрицательных оценок снизилась на 8 п.п. и составила 67%. Доля нейтральных оценок возросла на 5 п.п. и составила 24%.

 

Индекс произошедших изменений в экономике России в III квартале 2022 г. по сравнению со II кварталом 2022 г. увеличился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) – на 17 п.п. и составил (-36%),  среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 10 п.п., среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 9 п.п. и составил (-38%) по каждой возрастной группе.

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в III квартале 2022 г. по сравнению со II кварталом 2022 г. увеличился на 7 п.п. и составил (-9%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих ожидаемые изменения своего материаль-ного положения в течение следующих 12-ти месяцев, в III квартале 2022 г. по сравнению со II кварталом 2022 г. увеличилась на 3 п.п. и составила 11%. Доля нейтральных оценок возросла на 7 п.п. и составила 62%. Доля отрицательных оценок снизилась на 9 п.п. и составила 25%.

 

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в III квартале 2022 г. по сравнению со II кварталом 2022 г. увеличился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) – на 10 п.п. и составил (-3%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 7 п.п. по каждой возрастной группе и составил (-8%) и (‑12%) соответственно.

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в III квартале 2022 г. по сравнению со II кварталом 2022 г. увеличился на 7 п.п. и составил (-17%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в III квартале 2022 г. по сравнению со II кварталом 2022 г. увеличилась на 2 п.п. и составила 10%. Доля нейтральных оценок возросла на 7 п.п. и составила 51%. Доля отрицательных оценок снизилась на 9 п.п. и составила 39%.

 

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в III квартале 2022 г.  по сравнению со II кварталом 2022 г. увеличился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) – на 9 п.п. и составил (-12%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 4 п.п.,  среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 8 п.п. и составил (-18%) по каждой возрастной группе.

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок увеличился на 11 п.п. и составил (-35%) в III квартале 2022 г. против (-46%) во II квартале 2022 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений увеличился на 8 п.п. и составил (-36%) в III квартале 2022 г. против (-44%) во  II квартале 2022 года.

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

Август
2021 г.

Май
2022 г.

Август
2022 г.

 

Август
2021 г.

Май
2022 г.

Август
2022 г.

Россия

-18,9

-31,2

-22,4

Люксембург

-1,2

-20,5

-25,9

Австрия

-0,3

-24,2

-31,7

Мальта

7,2

-0,1

-11,6

Бельгия

-1,7

-18,0

-18,4

Нидерланды

-0,9

-21,9

-27,9

Болгария

-19,1

-32,2

-28,2

Польша

-4,6

-16,3

-19,5

Венгрия

-15,9

-27,4

-46,1

Португалия

-11,9

-30,1

-31,1

Германия

-3,2

-18,3

-24,0

Румыния

2)

2)

2)

Греция

-32,0

-51,3

-54,2

Словакия

-15,4

-27,8

-29,4

Дания

7,1

-14,6

-14,3

Словения

-19,1

-31,1

-37,9

Ирландия

4,6

-21,1

-27,0

Финляндия

4,0

-11,6

-14,9

Испания

-7,3

-21,8

-30,8

Франция

-5,9

-17,5

-18,2

Италия

-4,1

-21,8

-24,2

Хорватия

-8,9

-24,8

-29,2

Кипр

-20,5

-35,1

-35,9

Чехия

-4,4

-28,4

-27,5

Латвия

-12,8

-28,1

-29,3

Швеция

7,6

-13,5

-19,6

Литва

0,6

-8,4

-10,9

Эстония

-8,4

-28,6

-37,0

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме России).

2) Данные  отсутствуют.

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза в августе 2022 г. находились в отрицательной зоне. Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в августе 2022 г. отмечены в Греции (-54,2%), Венгрии ( -46,1%), Словении (-37,9%), Эстонии (-37,0%) и Кипре (-35,9%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В августе 2022 г. по сравнению с августом 2021 г. наблюдалось ухудшение показателя по всем странам ЕС. В большей степени снижение индекса зарегистрировано по следующим странам: Ирландия на 31,6 п.п., Австрия на 31,4 п.п., Венгрия на 30,2 п.п., Эстония на 28,6 п.п. и Швеция на 27,2 п.п.

Показатель по Российской Федерации в III квартале 2022 г. по сравнению с III кварталом 2021 г. снизился на 3,5 п.п. и составил (-22,4%).

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в первую декаду февраля, мая, августа и ноября). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

По итогам обследования рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения (согласно методике Европейской Комиссии).

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во  внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.