Потребительские ожидания в России
в
III квартале 2021 года

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за III квартал 2021 г. (опрос респондентов проводился в августе 2021 г., подробнее в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2021 г. снизился на 1 процентный пункт (далее – п.п.) и составил (-19%).

 

В зависимости от возраста индекс потребительской уверенности демонстрирует различную динамику.

 

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в III квартале 2021 г. по сравнению cо II кварталом 2021 г. снизился на 2 п.п. и составил (-14%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в III квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2021 г. осталась неизменной – на уровне 15%. Доля негативных оценок увеличилась на 3 п.п. до – 35% (во II квартале 2021 г. – 32%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, уменьшилась на 3 п.п. – до 48% (во II квартале 2021 г. – 51%).

 

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу по возрастным группам в III квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2021 г. среди молодого поколения (16-29 лет) увеличился на 3 п.п. и составил (-7%), по двум другим возрастным группам (30-49 лет) и (50 лет и старше) уменьшился на 3 п.п. и на 2 п.п. и составил (-14%) и (-16%) соответственно.

 

3. Индекс произошедших изменений в экономике России за прошедший год в III квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2021 г. остался неизменным на уровне (-27%).

 

 

Доля респондентов, нейтрально оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, в III квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2021 г. увеличилась на 1 п.п. и составила 37%. Доля положительных и доля отрицательных оценок остались неизменными на уровне 10% и 53% соответственно.

 

Индекс произошедших изменений в экономике России по возрастным группам в III квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2021 г. среди молодого поколения (16-29 лет) увеличился на 7 п.п., и составил (-19%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) уменьшился на 2 п.п. и составил (-27%), среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) остался неизменным – на уровне (-30%).

 

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в III квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2021 г. остался неизменным на уровне (-8%).

 

Доли положительных, отрицательных и нейтральных оценок респондентов в части ожидания изменений своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев остались неизменными в III квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2021 года.

 

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении по возрастным группам в III квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2021 г. возрос среди молодого поколения (16-29 лет) на 5 п.п. и составил (-1%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) снизился на 1 п.п. и на 2 п.п. и  составил (-5%)  и (-13%) соответственно.

 

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в III квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2021 г. возрос на 1 п.п. и составил (-15%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в III квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2021 г. осталась неизменной и составила 9%. Доля нейтральных оценок возросла на 1 п.п. – до 55%  (во II квартале 2021 г. – 54%), доля отрицательных оценок сократилась на 2 п.п. и составила 35% (во II квартале 2021 г. – 37%).

 

 

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении по возрастным группам в III квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2021 г. среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) остался неизменным – на уровне (-18%), среди молодого поколения (16-29 лет) и среди лиц среднего возраста (30-49 лет) возрос на 5 п.п. и на 1 п.п. и составил (-7%) и (-14%) соответственно.

 

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 3 п.п. и составил (-30%) в III квартале 2021 г. против (-27%) во II квартале 2021 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений возрос на 1 п.п. и составил (-36%) в III квартале 2021 г. против (-37%) во II квартале 2021 года.

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

Август
2020 г.

Май
2021 г.

Август
2021 г.

 

Август
2020 г.

Май
2021 г.

Август
2021 г.

Россия

-22,1

-18,2

-18,9

 

 

 

 

Австрия

-10,3

-2,3

-0,3

Люксембург

-15,9

-1,6

-0,2

Бельгия

-15,3

-0,4

0,1

Мальта

-12,9

8,3

9,0

Болгария

-30,6

-22,6

-19,9

Нидерланды

-14,8

3,0

-0,6

Великобритания

-16,6

2)

2)

Польша

-11,8

-3,4

-5,7

Венгрия

-20,1

-17,1

-15,9

Португалия

-26,2

-12,8

-12,9

Германия

-8,5

-4,3

-3,5

Румыния

2)

2)

2)

Греция

-35,0

-22,2

-35,1

Словакия

-21,6

-18,2

-17,4

Дания

-0,2

6,8

6,9

Словения

-23,7

-18,0

-21,1

Ирландия

-16,2

6,6

6,2

Финляндия

-5,5

2,4

4,2

Испания

-28,7

-9,9

-8,5

Франция

-12,4

-5,8

-6,8

Италия

-15,3

-4,5

-4,3

Хорватия

-14,8

-6,2

-9,4

Кипр

-31,0

-17,8

-19,6

Чехия

-8,6

-6,5

-4,3

Латвия

-12,8

-8,9

-13,5

Швеция

-1,2

9,5

7,3

Литва

-3,9

-0,3

-0,2

Эстония

-14,7

-16,9

-11,4

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме Великобритании и России).

2)  Данные  отсутствуют.

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза в августе 2021 г. находятся преимущественно в отрицательной зоне. Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в августе 2021 г. отмечены в Греции (-35,1%), Словении (-21,1%), Болгарии (-19,9%), на Кипре (-19,6%) и в Словакии (-17,4%). В положительной зоне за аналогичный период находились показатели по шести странам ЕС: Мальта (9,0%), Швеция (7,3%), Дания (6,9%), Ирландия (6,2%), Финляндия (4,2%) и Бельгия (0,1%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В августе 2021 г. по сравнению с августом 2020 г. наблюдалось улучшение показателя почти по всем странам ЕС, за исключением Латвии (ухудшение на 0,7 п.п.) и Греции (ухудшение на 0,1 п.п.). В большей степени увеличение индекса зарегистрировано по следующим странам: Ирландия на 22,4 п.п., Мальта на 21,9 п.п., Испания на 20,2 п.п., Люксембург на 15,7 п.п., Бельгия на 15,4 п.п.

Показатель по Российской Федерации в III квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2020 г. возрос на 3,2 п.п. и составил (-18,9%).

_____________________

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

По итогам обследования рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения (согласно методике Европейской Комиссии).

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.