Потребительские ожидания в России
в
IV квартале 2022 года

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за IV квартал 2022 г. (опрос респондентов проводился с 1 по 10 ноября 2022 г., подробнее в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2022 г. по сравнению с III кварталом 2022 г. снизился на 1 процентный пункт (далее – п.п.) и составил (-23%).

 

В зависимости от возраста респондентов индекс потребительской уверенности в 2022 году демонстрирует следующую динамику.

 

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2022 г. по сравнению c III кварталом 2022 г. снизился на 6 п.п. и составил (-20%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в IV квартале 2022 г. по сравнению с III кварталом 2022 г. уменьшилась на 6 п.п. – до 13% (в III квартале 2022 г. – 19%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, уменьшилась на 1 п.п. – до 41% (в III квартале 2022 г. – 42%).  Доля негативных оценок увеличилась на 6 п.п. – до 44% (в III квартале 2022 г. – 38%).

 

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2022 г. по сравнению с III кварталом 2022 г. снизился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) – на 11 п.п. и составил (-22%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 8 п.п. и составил (-20%), среди лиц старшего поколения (50 лет и старше) на 3 п.п. и составил (-19%).

 

3. Индекс произошедших изменений в экономике России за прошедший год в IV квартале 2022 г. по сравнению с III кварталом 2022 г. возрос на 1 п.п. и составил (-37%).

 

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, в IV квартале 2022 г. по сравнению с III кварталом 2022 г. уменьшилась на 1 п.п. и составила 8%. Доля отрицательных оценок уменьшилась на 2 п.п. и составила 65%. Доля нейтральных оценок увеличилась на 3 п.п. и составила 27%.

 

 

Индекс произошедших изменений в экономике России в IV квартале 2022 г. по сравнению с III кварталом 2022 г. возрос среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 1 п.п., среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 3 п.п. и составил (-37%) и (-35%) соответственно. Среди молодого поколения (16-29 лет) отмечено снижение на 4 п.п. – до (-40%).

 

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2022 г. по сравнению с III кварталом 2022 г. снизился на 1 п.п. и составил (-10%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих ожидаемые изменения своего материаль-ного положения в течение следующих 12-ти месяцев, в IV квартале 2022 г. по сравнению с III кварталом 2022 г. уменьшилась на 2 п.п. и составила 9%. Доля нейтральных и отрицательных оценок увеличилась на 1 п.п. и составила 63% и 26% соответственно.

 

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2022 г. по сравнению с III кварталом 2022 г. снизился среди молодого поколения (16-29 лет) на 6 п.п. и составил (-9%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и лиц старшего возраста (50 лет и старше) остался на прежнем уровне и составил (-8%) и (‑12%) соответственно.

 

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в IV квартале 2022 г. по сравнению с III кварталом 2022 г. возрос на 3 п.п. и составил (-14%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в IV квартале 2022 г. по сравнению с III кварталом 2022 г. сохранилась на прежнем уровне и составила 10%. Доля нейтральных оценок увеличилась на 4 п.п. и составила 55%. Доля отрицательных оценок уменьшилась на 4 п.п. и составила 35%.

 

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в IV квартале 2022 г. по сравнению с III кварталом 2022 г. возрос среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 3 п.п. и составил (-15%) по каждой возрастной группе. Среди молодого поколения (16-29 лет) отмечено снижение на  1 п.п. – до (-13%).

 

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок возрос на 3 п.п. и составил (-32%) в IV квартале 2022 г. против (-35%) в III квартале 2022 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений возрос на 1 п.п. и составил (-35%) в IV квартале 2022 г. против (-36%) в  III квартале 2022 года.

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

Ноябрь
2021 г.

Август
2022 г.

Ноябрь
2022 г.

 

Ноябрь
2021 г.

Август
2022 г.

Ноябрь
2022 г.

Россия

-23,3

-22,4

-22,7

Люксембург

-5,9

-25,7

-23,5

Австрия

-3,9

-31,1

-29,8

Мальта

4,8

-10,9

-17,8

Бельгия

-6,4

-19,5

-22,1

Нидерланды

-11,0

-29,1

-29,5

Болгария

-23,3

-28,2

-27,8

Польша

-7,3

-19,4

-19,1

Венгрия

-18,9

-45,7

-47,4

Португалия

-17,3

-31,2

-38,3

Германия

-3,9

-24,1

-25,1

Румыния

2)

2)

2)

Греция

-40,8

-54,2

-51,9

Словакия

-20,8

-29,5

-30,8

Дания

2,9

-14,7

-17,8

Словения

-23,7

-37,3

-37,2

Ирландия

-0,3

-27,1

-28,5

Финляндия

3,3

-15,3

-16,3

Испания

-12,5

-31,5

-28,7

Франция

-5,4

-18,7

-18,6

Италия

-4,2

-24,6

-18,5

Хорватия

-17,0

-27,9

-24,8

Кипр

-19,2

-35,9

-30,3

Чехия

-16,8

-28,0

-29,8

Латвия

-13,1

-29,1

-31,3

Швеция

4,1

-20,3

-23,2

Литва

-0,7

-11,4

-8,2

Эстония

-9,3

-36,8

-35,3

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме России).

2) Данные  отсутствуют.

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза в ноябре 2022 г. находились в отрицательной зоне. Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в ноябре 2022 г. отмечены в Греции (-51,9%), Венгрии (-47,4%), Португалии (-38,3%), Словении (-37,2%), Эстонии (-35,3%), Латвии (-31,3%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В ноябре 2022 г. по сравнению с ноябрем 2021 г. наблюдалось ухудшение показателя по всем странам ЕС. В большей степени снижение индекса зарегистрировано по следующим странам: Венгрия на 28,5 п.п., Ирландия на 28,2 п.п., Швеция на 27,3 п.п., Эстония на 26,0 п.п., Австрия на 25,9 п.п.

Показатель по Российской Федерации в IV квартале 2022 г. по сравнению с IV кварталом 2021 г. увеличился на 0,6 п.п. и составил (-22,7%).

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в первую декаду февраля, мая, августа и ноября). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

По итогам обследования рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения (согласно методике Европейской Комиссии).

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во  внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.