Потребительские ожидания в России
в
IV квартале 2021 года

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за IV квартал 2021 г. (опрос респондентов проводился в ноябре 2021 г., подробнее в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2021 г. снизился на 4 процентных пункта (далее – п.п.) и составил (-23%).

 

В зависимости от возраста индекс потребительской уверенности демонстрирует различную динамику.

 

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2021 г. по сравнению c III кварталом 2021 г. снизился на 7 п.п. и составил (-21%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в IV квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2021 г. снизилась на 4 п.п. – до 11% (в III квартале 2021 г. – 15%).  Доля негативных оценок увеличилась на 8 п.п. до – 43% (в III квартале 2021 г. – 35%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, уменьшилась на 4 п.п. – до 44% (в III квартале 2021 г. – 48%).

 

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2021 г. снизился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) на 13 п.п. и составил (-20%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 8 п.п. и составил (-22%), среди лиц старшего поколения (50 лет и старше) на 5 п.п. и составил (-21%).

 

3. Индекс произошедших изменений в экономике России за прошедший год в IV квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2021 г. снизился на 5 п.п. и составил (-32%).

 

 

Доля респондентов, нейтрально оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, в IV квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2021 г. уменьшилась на 3 п.п. и составила 34%. Доля отрицательных оценок увеличилась на 5 п.п. и составила 58%. Доля положительных оценок уменьшилась на 3 п.п. и составила 7%.

 

Индекс произошедших изменений в экономике России  в IV квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2021 г. снизился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) –  на 12 п.п. и составил (-31%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 6 п.п. и составил (-33%), среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 3 п.п. и составил (-33%).

 

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2021 г. снизился на 4 п.п. и составил (-12%).

 

Доли респондентов, нейтрально оценивающих  ожидаемые изменения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев в IV квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2021 г. уменьшилась на 4 п.п. и составила 60%. Доля отрицательных оценок увеличилась на 6 п.п. и составила 29%. Доля положительных оценок уменьшилась на 1 п.п. и составила 9%.

 

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2021 г. снизился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) на 9 п.п. и составил (-10%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 5 п.п. и составил (-10%), среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 2 п.п. и составил (-15%).

 

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в IV квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2021 г. снизился на 3 п.п. и составил (-18%).

 

Доля респондентов, нейтрально оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в IV квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2021 г. уменьшилась на 2 п.п. и составила 53%. Доля отрицательных оценок увеличилась на 4 п.п. и составила 39%. Доля положительных оценок уменьшилась на 1 п.п. и составила 8%.

 

 

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении  в IV квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2021 г. снизился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) на 10 п.п. и составил (-17%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 2 п.п. и составил (-16%), среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 1 п.п. и составил (-19%).

 

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 3 п.п. и составил (-33%) в IV квартале 2021 г. против (-30%) в  III квартале 2021 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений снизился на 3 п.п. и составил (-39%) в IV квартале 2021 г. против (-36%) в  III квартале 2021 года.

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

Ноябрь
2020 г.

Август
2021 г.

Ноябрь
2021 г.

 

Ноябрь
2020 г.

Август
2021 г.

Ноябрь
2021 г.

Россия

-26,1

-18,9

-23,3

Люксембург

-15,4

-0,2

-5,9

Австрия

-15,7

-0,3

-3,9

Мальта

-10,7

9,0

4,8

Бельгия

-10,9

0,1

-6,4

Нидерланды

-12,1

-0,6

-11,0

Болгария

-31,0

-19,9

-23,3

Польша

-19,2

-5,7

-7,3

Венгрия

-23,3

-15,9

-18,9

Португалия

-30,8

-12,9

-17,3

Германия

-11,6

-3,5

-3,9

Румыния

2)

2)

2)

Греция

-48,3

-35,1

-40,8

Словакия

-24,2

-17,4

-20,8

Дания

-0,8

6,9

2,9

Словения

-33,4

-21,1

-23,7

Ирландия

-9,5

6,2

-0,3

Финляндия

-4,2

4,2

3,3

Испания

-29,0

-8,5

-12,5

Франция

-17,9

-6,8

-5,4

Италия

-19,8

-4,3

-4,2

Хорватия

-18,8

-9,4

-17,0

Кипр

-35,0

-19,6

-19,2

Чехия

-18,7

-4,3

-16,8

Латвия

-18,2

-13,5

-13,1

Швеция

-1,2

7,3

4,1

Литва

-4,8

-0,2

-0,7

Эстония

-22,6

-11,4

-9,3

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме России).

2) Данные  отсутствуют.

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза в ноябре 2021 г. находятся преимущественно в отрицательной зоне. Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в ноябре 2021 г. отмечены в Греции (-40,8%), Словении (-23,7%), Болгарии (-23,3%), Словакии (-20,8%) и на Кипре (-19,2%). В положительной зоне за аналогичный период находились показатели по четырем странам ЕС: Мальта (4,8%), Швеция (4,1%), Финляндия (3,3%) и Дания (2,9%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В ноябре 2021 г. по сравнению с ноябрем 2020 г. наблюдалось улучшение показателя по всем странам ЕС. В большей степени увеличение индекса зарегистрировано по следующим странам: Испания на 16,5 п.п., Кипр на 15,8 п.п., Италия на 15,6 п.п., Мальта на 15,5 п.п., Португалия на 13,5 п.п.

Показатель по Российской Федерации в IV квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос на 2,8 п.п. и составил (-23,3%).

 

 

_____________________

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

По итогам обследования рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения (согласно методике Европейской Комиссии).

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во  внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.