Потребительские ожидания в России
в
I квартале 2022 года

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за I квартал 2022 г. (опрос респондентов проводился с 1 по 10 февраля 2022 г., подробнее в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2022 г. по сравнению с IV кварталом 2021 г. возрос на 2 процентных пункта (далее – п.п.) и составил (-21%).

 

В зависимости от возраста индекс потребительской уверенности демонстрирует различную динамику.

 

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2022 г. по сравнению c IV кварталом 2021 г. возрос на 3 п.п. и составил (-18%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в I квартале 2022 г. по сравнению с IV кварталом 2021 г. увеличилась на 3 п.п. – до 14% (в IV квартале 2021 г. – 11%).  Доля негативных оценок уменьшилась на 4 п.п. до – 39% (в IV квартале 2021 г. – 43%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, увеличилась на 1 п.п. – до 45% (в IV квартале 2021 г. – 44%).

 

 

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2022 г. по сравнению с IV кварталом 2021 г. возрос по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) – на 8 п.п. и составил (-12%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 4 п.п. и составил (-18%), среди лиц старшего поколения (50 лет и старше) на 2 п.п. и составил (-19%).

 

3. Индекс произошедших изменений в экономике России за прошедший год в I квартале 2022 г. по сравнению с IV кварталом 2021 г. возрос на 4 п.п. и составил (-28%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, в I квартале 2022 г. по сравнению с IV кварталом 2021 г. увеличилась на 3 п.п. и составила 10%. Доля отрицательных оценок уменьшилась на 4 п.п. и составила 54%. Доля нейтральных оценок увеличилась на 2 п.п. и составила 36%.

 

Индекс произошедших изменений в экономике России  в I квартале 2022 г. по сравнению с IV кварталом 2021 г. возрос по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) и среди лиц среднего возраста (30-49 лет)на 6 п.п. по каждой возрастной группе и составил (-25%) и (-27%) соответственно, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 3 п.п. и составил (-30%).

 

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2022 г. по сравнению с IV кварталом 2021 г. возрос на 2 п.п. и составил (-10%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих ожидаемые изменения своего материаль-ного положения в течение следующих 12-ти месяцев в I квартале 2022 г. по сравнению с IV кварталом 2021 г. увеличилась на 1 п.п. и составила 10%. Доля отрицательных оценок уменьшилась на 3 п.п. и составила 26%. Доля нейтральных оценок увеличилась на 1 п.п. и составила 61%.

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2022 г. по сравнению с IV кварталом 2021 г. возрос по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) на 5 п.п. и составил (-5%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 3 п.п. и составил (-7%), среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 1 п.п. и составил (-14%).

 

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в I квартале 2022 г. по сравнению с IV кварталом 2021 г. возрос на 2 п.п. и составил (-16%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в I квартале 2022 г. по сравнению с IV кварталом 2021 г. увеличилась на 2 п.п. и составила 10%. Доля отрицательных оценок уменьшилась на 3 п.п. и составила 36%. Доля нейтральных оценок увеличилась на 1 п.п. и составила 54%.

 

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении  в I квартале 2022 г. по сравнению с IV кварталом 2021 г. возрос среди молодого поколения (16-29 лет) и среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 3 п.п. по каждой возрастной группе и составил (-14%) и (-13%) соответственно, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) остался неизменным на уровне (-19%).

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок возрос на 1 п.п. и составил (-32%) в I квартале 2022 г. против (-33%) в  IV квартале 2021 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений возрос на 1 п.п. и составил (-38%) в I квартале 2022 г. против (-39%) в  IV квартале 2021 года.

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

Февраль
2021 г.

Ноябрь
2021 г.

Февраль
2022 г.

 

Февраль
2021 г.

Ноябрь
2021 г.

Февраль
2022 г.

Россия

-20,7

-23,3

-20,9

Люксембург

-11,1

-5,9

-7,1

Австрия

-11,4

-3,9

-7,7

Мальта

-6,9

4,8

-0,5

Бельгия

-6,2

-6,4

-9,3

Нидерланды

-7,9

-11,0

-13,2

Болгария

-30,9

-23,3

-19,9

Польша

-13,8

-7,3

-11,4

Венгрия

-25,7

-18,9

-11,2

Португалия

-28,0

-17,3

-14,0

Германия

-12,0

-3,9

-5,6

Румыния

2)

2)

2)

Греция

-46,2

-40,8

-39,5

Словакия

-28,3

-20,8

-22,0

Дания

2,5

2,9

1,2

Словения

-24,7

-23,7

-22,7

Ирландия

-5,2

-0,3

-9,3

Финляндия

-1,4

3,3

0,9

Испания

-25,2

-12,5

-9,4

Франция

-15,1

-5,4

-7,3

Италия

-13,6

-4,2

-9,7

Хорватия

-19,8

-17,0

-23,0

Кипр

-31,8

-19,2

-20,3

Чехия

-16,0

-16,8

-14,7

Латвия

-18,3

-13,1

-13,5

Швеция

4,9

4,1

-0,8

Литва

-3,3

-0,7

-4,5

Эстония

-16,9

-9,3

-13,2

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме России).

2) Данные  отсутствуют.

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза в феврале 2022 г. находятся преимущественно в отрицательной зоне. Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в феврале 2022 г. отмечены в Греции (-39,5%), Хорватии (-23,0%), Словении (-22,7%), Словакии (-22,0%) и на Кипре (-20,3%). В положительной зоне за аналогичный период находились показатели по двум странам ЕС: Дания (1,2%), Финляндия (0,9%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В феврале 2022 г. по сравнению с февралем 2021 г. наблюдалось улучшение показателя по 19 странам ЕС. В большей степени увеличение индекса зарегистрировано по следующим странам: Испания на 15,8 п.п., Венгрия на 14,5 п.п., Португалия на 14,0 п.п., Кипр на 11,5 п.п. и Болгария на 11,0 п.п. За этот же период снижение индекса зарегистрировано по следующим странам ЕС: Швеция на 5,7 п.п., Нидерланды на 5,3 п.п., Ирландия на 4,1 п.п., Хорватия на 3,2 п.п., Бельгия на 3,1 п.п., Дания на 1,3 п.п., Литва на 1,2 п.п.

Показатель по Российской Федерации в I квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2021 г. снизился на 0,2 п.п. и составил (-20,9%).

 

_____________________

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в первую декаду февраля, мая, августа и ноября). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

По итогам обследования рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения (согласно методике Европейской Комиссии).

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во  внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.