УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
Федеральной службы
государственной статистики
А.Е. Суринов
«30» ноября 2018 года
№ 178-У
Методические рекомендации |
по взаимодействию Федеральной службы государственной статистики |
с референтными группами |
|
I. Общие положения |
|
1. Настоящие Методические рекомендации по взаимодействию Федеральной службы государственной статистики (Росстат) с референтными группами (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях регламентации взаимодействия Росстата с референтными группами. Взаимодействие осуществляется в рамках осуществления полномочий Росстата, определённых Положением о Федеральной службе государственной статистики, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420. |
2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р (далее – Концепция открытости), Методическими рекомендациями по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утверждёнными решением Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 26.12.2013 № АМ-П36-89р, Методическими рекомендациями по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с референтными группами, утверждёнными протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 28.06.2016 № 5. |
3. Ответственность за работу с референтными группами в соответствии с Методическими рекомендациями возлагается на начальников управлений центрального аппарата Росстата в соответствии с компетенцией управлений, в части средств массовой информации (далее - СМИ) и общественного совета при Росстате – на Отдел по взаимодействию со СМИ и общественными организациями Управления сводных статистических работ и общественных связей Росстата (Пресс-службу Росстата). |
4. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие рекомендуемые термины и определения: |
а) референтные группы – социальные и (или) профессиональные группы физических и юридических лиц, которые обладают общими охраняемыми законом интересами, которые могут быть затронуты решениями Росстата; |
б) представители референтных групп – физические лица и юридические лица, которые выражают оценки и мнения референтных групп и с которыми Росстат осуществляет непосредственное взаимодействие; |
в) общественно значимый нормативный правовой акт – нормативный правовой акт или проект нормативного правового акта, оказывающий влияние на права и законные интересы граждан Российской Федерации, и/или проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан, и/или лиц без гражданства, а также зарегистрированных в Российской Федерации юридических лиц, в том числе, если вступление в силу данного акта может привести к снижению правовых гарантий прав и защиты законных интересов социальных групп; |
г) инструменты взаимодействия – средства и механизмы, с помощью которых Росстат обеспечивает информирование представителей референтных групп, вовлекает их в совместную работу и получает обратную связь (например, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»); |
д) каналы взаимодействия – площадки, органы и организации, которые позволяют осуществлять взаимодействие Росстата с представителями референтных групп; |
е) способы взаимодействия – методы сбора и обработки информации, позволяющие выяснить ожидания/настроения/мнения представителей референтных групп. |
|
II. Цели, задачи и принципы взаимодействия Росстата |
с референтными группами |
|
5. Референтные группы Росстата определены на основании Положения о Федеральной службе государственной статистики, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420 (Приложение 1). |
6. Целями взаимодействия Росстата с референтными группами являются: |
а) всестороннее выявление и учет мнений представителей референтных групп по вопросам, отнесённым к компетенции Росстата, которые могут затрагивать их законные интересы; |
б) повышение информированности общественности о деятельности Росстата; |
в) повышение доверия общественности к деятельности Росстата; |
г) содействие развитию отношений с представителями референтных групп посредством их вовлечения в деятельность Росстата. |
7. Для достижения указанных целей Росстат реализует следующие задачи: |
а) вовлечение представителей референтных групп в сотрудничество посредством различных инструментов взаимодействия, в том числе, распространение информации о возможности участия в деятельности Росстата и формах такого участия; |
б) доведение до представителей референтных групп информации по актуальным и социально значимым вопросам в сфере деятельности Росстата; |
в) развитие форм и механизмов обратной связи с представителями референтных групп, включая обсуждение ключевых вопросов, связанных с деятельностью Росстата, сбор отзывов и предложений, в том числе с использованием различных инструментов взаимодействия; |
г) предоставление возможности оценки представителями референтных групп качества осуществления Росстатом своей деятельности, включая оценку уровня открытости; |
д) изучение степени удовлетворённости представителей референтных групп результатами деятельности Росстата, доведение информации о результатах, в том числе путём размещения ее в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». |
8. Взаимодействие Росстата с представителями референтных групп строится на следующих рекомендуемых принципах: |
а) принцип полноты – выделение представителей референтных групп на стадии формирования их общего перечня и привлечение заинтересованных представителей референтных групп к обсуждениям вопросов, отнесённым к компетенции Росстата; |
б) принцип актуальности – актуализация перечня представителей референтных групп, в том числе в обязательном порядке в случае изменений полномочий Росстата; |
в) принцип вовлечённости – обеспечение участия представителей референтных групп в обсуждениях ключевых вопросов, связанных с деятельностью Росстата; |
г) принцип существенности – значимость обсуждаемого вопроса для области регулирования Росстата, для государства в целом и для референтных групп; |
д) принцип реагирования – своевременное предоставление обратной связи по запросам представителей референтных групп; |
е) принцип этичного поведения – предотвращение конфликта интересов, недопущение оказания давления на представителей референтных групп в процессе взаимодействия; |
ж) принцип понятности – представление предмета взаимодействия с представителями референтных групп в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие информации; |
з) принцип открытого взаимодействия – обеспечение равного доступа к обсуждению конкретного проекта документа всех представителей референтных групп; |
и) принцип регулярности – обеспечение взаимодействия с референтными группами на постоянной основе. |
9. Итогом взаимодействия Росстата с референтными группами является обеспечение информирования представителей референтных групп о результатах деятельности Росстата, в том числе об итогах публичных обсуждений вопросов, отнесённых к компетенции Росстата, а также размещение соответствующей информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». |
|
III. Предмет взаимодействия с референтными группами |
|
10. Предметом взаимодействия Росстата с референтными группами является выявление мнений и интересов по вопросам деятельности Росстата. |
11. Росстат может вовлекать представителей референтных групп во взаимодействие по следующим приоритетным вопросам: |
а) подготовка и обсуждение проектов планов, программ, общественно значимых нормативных правовых актов; |
б) обсуждение публичной декларации целей и задач Росстата и оценка её реализации; |
в) обсуждение проекта ведомственного плана Росстата по реализации Концепции открытости и отчёта о ходе его реализации; |
г) обсуждение ведомственного плана Росстата по реализации мероприятий в области открытых данных и оценка его исполнения; |
д) обсуждение проекта итогового доклада о результатах деятельности Росстата; |
е) оценка качества предоставления государственных услуг, оказываемых Росстатом; |
ж) обсуждение результативности работы Росстата с обращениями граждан; |
з) обсуждение практики и эффективности осуществления государственных закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд; |
и) обсуждение плана Росстата по противодействию коррупции и оценка его исполнения; |
к) обсуждение социально значимых вопросов в сфере деятельности Росстата по темам, которые могут быть предметом законного интереса отдельных референтных групп. |
|
IV. Каналы, инструменты и способы взаимодействия |
с референтными группами |
|
12. В целях информирования и получения обратной связи определены следующие приоритетные каналы, инструменты и способы взаимодействия Росстата с референтными группами: |
12.1. Каналы взаимодействия: |
а) СМИ; |
б) совещательно-консультативные органы Росстата, в том числе Научно-методологический совет Росстата и его секции, общественный совет при Росстате; |
в) координационные органы, в том числе межведомственные (комиссии, комитеты); |
г) подведомственные организации; |
д) журнал «Вопросы статистики». |
12.2. Инструменты взаимодействия: |
а) сайт Росстата в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет-портал Росстата); |
б) Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС); |
в) портал «Открытые данные Российской Федерации»; |
г) представительства и проекты Росстата в социальных сетях; |
д) электронная почта и почтовые отправления; |
е) личный приём граждан; |
ж) телефоны справочной службы; |
з) телефон доверия по вопросам противодействия коррупции в Росстате; |
и) интерактивные сервисы на Интернет-портале Росстата. |
12.3. Способы взаимодействия: |
а) предоставление официальной статистической информации, в том числе по запросам органов государственной власти и органов местного самоуправления; |
б) научно-практические конференции, семинары, в том числе в формате круглых столов и вебинаров, публичные мероприятия, проводимые представителями референтных групп; |
в) мероприятия со СМИ, в том числе пресс-конференции, брифинги, круглые столы и иные публичные мероприятия; |
г) опросы, в том числе обследования удовлетворённости пользователей статистической информацией, предоставляемой Росстатом, и работой Росстата в целом; |
д) рассмотрение обращений физических и юридических лиц, поступивших через различные каналы и инструменты взаимодействия; |
е) анализ публикаций в СМИ; |
ж) анализ ответов на запросы СМИ по предоставлению официальной статистической информации; |
з) переговоры, консультации, рабочие совещания; |
и) международный информационный обмен, в т.ч. вопросники международных организаций. |
12.4. Взаимодействие с представителями референтной группы «Средства массовой информации» регулируется Временными правилами публичных выступлений в средствах массовой информации для сотрудников Росстата, утверждёнными приказом Росстата от 26.11.2018 № 641. |
|
V. Мероприятия по работе с референтными группами |
|
13. В ходе взаимодействия с референтными группами управления центрального аппарата Росстата проводят следующие мероприятия: |
а) сбор мнений представителей референтных групп, их обобщение и анализ с целью формирования оценки эффективности и результативности публичных обсуждений по вопросам деятельности Росстата; |
б) оценка возможности практического внедрения предложений и замечаний, полученных от представителей референтных групп; |
в) внесение предложений, изменений и дополнений, поступивших от представителей референтных групп в проекты документов, требующие публичного обсуждения; |
г) ежегодное определение ключевых мероприятий взаимодействия с референтными группами; |
д) ежегодная количественная оценка работы Росстата с референтными группами. |
14. Информация о проведении мероприятий размещается на Интернет-портале Росстата. |
|
VI. Оценка результатов взаимодействия Росстата с референтными группами |
|
15. По итогам взаимодействия Росстата с референтными группами управление центрального аппарата Росстата, ответственное за организацию и координацию работ по исполнению планов Росстата по реализации Концепции открытости, формирует следующие количественные параметры (отчётный период – год, с 1 января по 31 декабря) по рекомендуемой форме количественной оценки работы Росстата с референтными группами. (Приложение 2): |
а) количество референтных групп и их представителей, охваченных способами и каналами взаимодействия за отчётный период; |
б) количество каналов, инструментов и способов, использованных для взаимодействия с референтными группами и их представителями за отчётный период; |
в) количество предложений и замечаний, поступивших от представителей референтных групп в отношении документов, предложенных Росстатом к обсуждению за отчётный период. |
16. Качественным параметром взаимодействия Росстата с референтными группами является оценка удовлетворённости представителей референтных групп, получаемая, в том числе, в рамках обследования удовлетворённости пользователей статистической информацией, предоставляемой Росстатом, и работой Росстата в целом. |
16.1. Результаты оценки удовлетворённости представителей референтных групп представляются на рассмотрение общественного совета при Росстате и публикуются на Интернет-портале Росстата |
Приложение 1 к Методическим рекомендациям по |
взаимодействию Росстата с референтными группами, |
утверждённым 30.11.2018 № 178-У |
|
Референтные группы Росстата
1.Органы государственной власти и органы местного самоуправления; |
2.Участники экономической деятельности (бизнес-сообщество); |
3.Научно-экспертное сообщество; |
4.Образовательное сообщество; |
5.Общественные организации; |
6.СМИ; |
7.Международные статистические организации и национальные статистические службы. |
Приложение 2 к Методическим рекомендациям по |
взаимодействию Росстата с референтными группами, |
утверждённым 30.11.2018 № 178-У |
Форма «Количественная оценка работы управления с референтными группами за отчетный период»
Наименование управления_____________________________________________________________________________
№ п/п |
Референтная группа |
Представители референтной группы |
Способы взаимодействия (проведённые мероприятия) |
Ссылка на информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» |
|
|
|
|
|
Форма
«Количество предложений и замечаний, поступивших от представителей референтных
групп
в
отношении документов, предложенных управлением к обсуждению за отчётный период»
Наименование управления_____________________________________________________________________________
№ п/п |
Референтная группа |
Представители референтной группы |
Наименование документа, предложенного к обсуждению |
Количество внесённых предложений и замечаний |
Количество учтенных предложений и замечаний |
||
Замечания |
Предложения |
Замечания |
Предложения |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|