О результатах обследования удовлетворённости пользователей статистической информацией, предоставляемой Федеральной службой |
государственной статистики и ее территориальными органами (далее – |
Служба), и работой Службы в целом в 2019 году |
|
I. Методология обследования |
С целью получения обратной связи, повышения качества своей работы ежегодно, начиная с 2013 года, проводится обследование удовлетворённости пользователей статистической информацией, предоставляемой Службой, и работой Службы в целом. |
В 2019 году обследование проводилось на основе Методологии оценки качества общественного обсуждения и экспертного сопровождения реализации Плана деятельности Росстата, построенной на базе Методики ВЦИОМ, одобренной протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства от 28 ноября 2013 г. № 8. |
|
II. Методы обследования |
|
Обследование проводилось путем опроса (анкетирования) одной из референтных групп Службы – научно-экспертного сообщества. Целью обследования была оценка уровня удовлетворённости научно-экспертного сообщества статистической информацией, предоставляемой Службой, и работой Службы в целом. |
В ходе обследования было опрошено 550 экспертов. В число респондентов вошли ведущие специалисты в области экономики и статистики, представители научных и образовательных учреждений, общественных организаций, в том числе члены Научно-методологического совета Росстата, общественных советов при Росстате и его территориальных органов. |
Анкета состояла из 4 разделов: «Использование официальной статистической информации» (6 вопросов), «Деятельность Службы по предоставлению официальной статистической информации» (11 вопросов), «Открытость Службы» (10 вопросов), «Информация о Вас» (социально-демографический блок) (4 вопроса). Всего 31 вопрос. |
В ходе проведения обследования проводилась оценка, в том числе уровня удовлетворённости качеством предоставляемой официальной статистической информации, открытости деятельности Службы, работы официального интернет-сайта Росстата. |
Оценка мнений респондентов представлена также в виде индексов информированности, вовлеченности, удовлетворенности и понимания деятельности. Индексы служат индикаторами, отражающими качество работы Службы с позиции пользователей. |
|
III. Результаты |
3.1. Использование статистической информации |
Результаты обследования показали, что статистическая информация остается высоко востребованной и используется регулярно. 38% респондентов обращается к статистической информации каждую неделю/почти каждую неделю (2018 г. – 37%), 23% - 2-3 раза в месяц (26%). |
Цели использования статистической информации нашими респондентами различны (допускался выбор нескольких вариантов ответов). Так, большинство экспертов обращаются к статистической информации для проведения исследований или в рамках научной деятельности (28%)(2018 г .- 28%), используют ее в преподавательской деятельности (24%) (23%) и в иной профессиональной деятельности/ бизнесе (20%) (21%). Также следует отметить, что 15% (16%) используют статистическую информацию для общей информации и в целях обучения (образования) (9%) (9%). |
Наибольшей популярностью у респондентов пользуются такие источники получения статистической информации как официальный интернет-сайт Росстата/ его территориальных органов (42%) (41%) и официальные печатные статистические издания, публикации (21%)(2018 г. - 21%), пользуются также ЕМИСС (13%), интернет-сайтами министерств и ведомств, обращаются к научным монографиям и статьям. |
Более предпочтительным форматом, по мнению, пользователей официального интернет-сайта Росстата/ его территориальных органов являются электронные версии статистических сборников, бюллетеней (44%), базы данных (27%), электронные таблицы (25%). |
Наибольший интерес у пользователей вызывают статистические данные в области уровня жизни населения (9%), демографии (8%), региональной статистики (8%), рынка труда и занятости населения (8%), (2018 г. - демография (10%), уровень жизни (11%), рынок труда (10%)). |
|
3.2. Удовлетворённость качеством предоставляемой Службой официальной статистической информации |
|
В ходе проведения обследования важно было оценить, насколько представители научно-экспертного сообщества удовлетворены качеством официальной статистической информации. |
В 2019 году респондентам было предложено оценить официальную статистическую информацию по следующим критериям качества: уровень детализации информации, оперативность, корректность, актуальность, вид представления, соответствие требованиям респондента, периодичность представления, согласованность информации, доступ к метаданным, легкость чтения, комментарии и анализ, графическое представление данных, легкость дальнейшего использования. |
При максимально возможной оценке - 10 баллов, качество официальной статистической информации было оценено пользователями на 7,9 балла (2018 г. – 8,1 балла). |
Самые высокие оценки получили критерии «легкость чтения» – 8,4 «корректность» - 8,3 и «вид представления» – 8,3 балла; самую низкую – «оперативность» (7,3 балла). |
Уровень доверия респондентов к официальной статистической информации достаточно высок: 73% выбрали ответ «скорее доверяю», 17 % - «полностью доверяю». |
В особенности высоко оценен показатель «численность населения»(8,7 балла из 10) (2018 г. – 8,9 балла) с точки зрения соответствия реальному положению в данной сфере. |
На вопрос об удовлетворённости объемом
публикуемой Службой статистической информации ответы экспертов распределись
следующим образом: 16% респондентов «полностью удовлетворены» (2018
г. - 16%), 53% «удовлетворены» (56%), 27% «частично
удовлетворены» (24%), |
Эксперты считают, что необходимо расширить объемы официальной статистической информации, публикуемой в разрезе муниципальных образований и регионов, также хотели бы видеть актуализированные временные ряды. |
|
3.3. Вовлеченность в общественные и экспертные обсуждения деятельности Службы |
|
Один из разделов анкеты был посвящен вопросу вовлеченности экспертов в общественные и экспертные обсуждения деятельности Службы. |
64% (2018 г. - 65%) из числа опрошенных принимали участие в указанных обсуждениях. Из них 67% (68%) экспертов полагает, что попасть в число участников общественных и экспертных обсуждений «легко, трудностей не возникает», 26% (25%) - «легко, но есть небольшие трудности». |
Большинство экспертов отмечают, что результаты обсуждений «учитываются всегда» - 44% (48%) «иногда учитываются» (44%) (41%) в работе Службы. |
Также респондентам был задан вопрос об уровне и качестве обсуждений в целом: 21% оценили их как «очень высокие» (2018 г. - 24%), 71% как «скорее высокие» (70%). |
|
3.4. Удовлетворенность работой официального интернет-сайта Росстата |
Официальный интернет-сайт Росстата является популярным каналом получения официальной статистической информации (96% респондентов посещали указанный сайт) (2018 г. – 95%). |
Респондентам было предложено оценить сайт по следующим критериям: удобство поиска, содержание, дизайн, наглядность, навигация по сайту, удобство обратной связи. |
По итоговым оценкам из 5 возможных баллов официальному интернет-сайту Росстата выставлена оценка 4,0 (2018 г. – 4,1). |
|
3.5. Информированность экспертного сообщества о работе Службы в целом |
Большинству респондентов известна общая информация по всем предложенным направлениям. |
Отмечен высокий уровень осведомленности о методологических разработках Службы в рамках статистики уровня жизни населения (37%), демографической статистики (36%), статистики труда и занятости (36%). |
При этом более по 23% респондентов отметили, что «практически ничего не знают»/ «ничего не знают» о методологических разработках Службы по статистике строительства и инвестиций и по национальным счетам. |
Экспертам, выбравших вариант ответа «очень хорошо осведомлен», было предложено оценить качество соответствующих направлений методологических разработок по 10-балльной шкале. Самую высокую оценку получили методологические разработки в рамках демографической статистики – 8,6 балла. Средняя оценка качества всех предложенных направлений– 8,3 балла. |
В целом методологические разработки Службы «полностью понятны» 24% респондентов, «скорее понятны» 58%. |
Среди направлений, которые должны быть приоритетными / задач, на решении которых Службе следует сосредоточить внимание в первую очередь, большинство респондентов выбрали «предоставление качественной и актуальной статистической информации» 22% (2018 г. - 22%). Также важными направлениями эксперты считают взаимодействие с пользователями официальной статистической информации 10% (11%), совершенствование методологических разработок Службы 7% (8%), популяризацию статистики 9% (9%), применение современных способов, методов, средств сбора, обработки и предоставления официальной статистической информации 7% (8%), обеспечение открытости и доступности методологии расчета показателей 7%. |
Также экспертам было предложено оценить степень освещенности деятельности Службы в средствах массовой информации за последние полгода-год. Активнее всего по мнению респондентов в 2019 году деятельность Службы освещалась в сети «Интернет». |
|
3.6. Удовлетворенность деятельностью Службы в целом |
|
Служба ежегодно публикует Декларацию целей и задач своей деятельности, представляющую собой краткое описание ключевых целей и приоритетных задач, которые она ставит перед собой на текущий календарный год. |
Экспертам было предложено ознакомиться с указанным документом и оценить его по 10-балльной шкале по предложенным критериям таким, как понятность, степень раскрытия целей и задач, соответствие деятельности Службы стратегическому целеполаганию в сфере официального статистического учета, отражение общественно значимых мероприятий, размещение на сайте (удобство поиска), вид представления, визуализация. |
Общая средняя оценка за документ равна 8,5 балла из 10 возможных (2018 г. - 8,5). |
Работа по обеспечению максимального уровня открытости деятельности Службы включает в себя ряд механизмов, таких как публичная отчетность, размещение в сети «открытых данных», обеспечение понятности действующих правил и норм и другие. Экспертам было предложено оценить механизмы обеспечения открытости Службы. |
Выше всего, на 8,8 балла из 10 (2018 г. - 9,0), эксперты оценили критерий «возможность попасть на прием к представителям Службы», также высоко, на 8,4 балла (8,7), оценен критерий «активное взаимодействие с общественным советом». |
Общая средняя оценка за реализацию Службой указанных механизмов равна 8,2 балла (8,4) из 10 возможных. |
C целью повышения эффективности работы системы государственной статистики и удовлетворения потребностей всех групп пользователей официальной статистической информации Служба ведет работу по реализации проекта «Открытые данные Росстата». |
Респондентам был задан вопрос об информации (официальная статистическая информация/ информация о деятельности Службы), которую на их взгляд необходимо размещать в формате «открытых данных». Большинство респондентов считают, что в формате «открытых данных» должна размещаться вся официальная статистическая информация, за исключением составляющей государственную тайну. Респондентам так же был задан вопрос «Как в целом Вы оцениваете изменения в результатах деятельности Службы за последний год» большинство респондентов (66%) считают, что изменения положительные, 17% - что ничего не изменилось, 13 % затруднились ответить. |
|
3.7. Индексы оценки уровня удовлетворённости |
|
В ходе обследования были получены следующие значения индексов при максимальном значении индексов равном 4: |
· индекс информированности =2,4 (2018 г. – 2,4); |
· индекс вовлеченности =3,4 (3,4); |
· индекс удовлетворенности =2,8 (2,9); |
· индекс понимания деятельности =3,1 (3,1). |
|
В целом качество официальной статистической информации, вовлеченность в общественные обсуждения деятельности Службы, уровень удовлетворенности работой Службы оценены экспертами положительно. |
|