С 2 по 8 февраля 2021 года зафиксирован инфляционный рост, который по оценке Росстата составил +0,2%. Неделей ранее, с 26 января по 1 февраля, темпы роста индекса потребительских цен составили 0,03%.
Причиной стало удорожание отдельных еженедельно наблюдаемых товаров (25 позиций), по которым динамика цен за последнюю неделю января была либо нулевой, либо отрицательной. В частности, за прошедшую неделю зафиксирован существенный рост цен (от 0,3% до 1,0%) на отдельные виды продовольственных товаров (вермишель, макароны, яйца, масло сливочное, мука, печенье и чай) и непродовольственных товаров (бумага и мыло туалетные, пеленки для новорожденных, телевизоры, лекарственный препарат «Линекс»).
Кроме того, по сравнению с предыдущей неделей ускорился рост цен на отдельные виды плодоовощной продукции (картофель, помидоры, яблоки – на 0,5-0,7 п.п.), а также маргарин, мясо кур, сыры, сухие молочные смеси для детского питания – на 0,2-0,5 п.п. Из непродовольственных товаров увеличились темпы роста цен на электропылесосы, бензин, сигареты и многие из наблюдаемых лекарственных препаратов – на 0,1-0,9 п.п.
Следует отметить, что перечисленные товары занимают существенные доли (от 0,02% на пеленки до 4,2% на бензин) в структуре потребительских расходов населения, которая используется для формирования итоговой оценки ИПЦ, и, соответственно, их удорожание оказало влияние на более значительный инфляционный рост по сравнению с предыдущей неделей. Так, например, цены на овощи и фрукты за неделю выросли на 1,9% при этом доля еженедельно наблюдаемых овощей и фруктов в потребительских расходах составляет 2,4%, маргарин и вермишель подорожали на 1,0% (доля – 0,1%), мясо кур и макаронные изделия – на 0,8% (доля – 1,2%).
Ранее, в период с 26 января по 1 февраля отмечено снижение цен по 23 из 106 наблюдаемых позиций (от 0,1% на разные товары до 0,6% на сахар), а за период с 2 по 8 февраля наблюдалось удешевление только 10 товаров (от 0,1% на разные товары до 0,4% на сахар).
Анализируя динамику цен за предыдущие пять недель 2021 года, можно отметить, что именно в период с 26 января по 1 февраля отмечено максимальное количество подешевевших товаров.
Также на неделе с 26 января по 1 февраля Росстат провел дооценку не охваченных еженедельным наблюдением видов услуг (в частности, на железнодорожный и воздушный транспорт, услуги сотовой связи и т.п.). Анализ показал снижение цен и тарифов по большинству из них, что также повлияло на практически нулевой итоговый показатель ИПЦ.
Росстат дополнительно отмечает, что недельный индекс потребительских цен (ИЦП) – это прогнозный показатель, базирующий на оценках темпов изменения цен и тарифов на 106 товаров и услуг.
Подробнее в публикации «Об оценке индекса потребительских цен с 2 по 8 февраля 2021 года»
Комментарии пока отсутствуют.