В II квартале 2022 года граница бедности составила 13 тыс. 813 руб. Численность населения с доходами ниже границы бедности в II квартале 2022 года составила 17,6 млн человек или 12,1% жителей страны.
По сравнению с II кварталом 2021 года доля малоимущего населения сократилась на 0,4 п.п., с 18,2 млн человек до 17,6 млн человек.
По сравнению с I кварталом 2022 года численность населения с доходами ниже границы бедности снизилась на 2,2 п.п., или на 3,3 млн человек.
На снижение численности малоимущего населения повлияли следующие факторы:
- рост социальных выплат.
Объем социальных выплат в II квартале 2022 года составил 4 трлн 111,2 млрд руб., или 21,2% в структуре доходов населения.
По сравнению с II кварталом 2021 года доля социальных выплат в структуре населения выросла на 0,9 п.п. (с 20,3% до 21,2%), увеличившись в денежном выражении на 0,7 трлн руб. (с 3,43 трлн руб. до 4,1 трлн руб.).
По сравнению с I кварталом 2022 года доля социальных выплат выросла на 1,2 п.п. (с 20,0% до 21,2%), увеличившись в денежном выражении на 948,4 млрд руб. (с 3,16 трлн руб. до 4,1 трлн руб.).
- увеличение объемов оплаты труда наемных работников.
Оплата труда наемных работников в структуре денежных доходов населения составила в II квартале 2022 года 10,94 трлн руб., увеличившись по сравнению с II кварталом 2021 года на 1,1 трлн руб., а по сравнению с I кварталом 2022 года – на 0,5 трлн рублей.
Справочно:
В целом, денежные доходы населения в II квартале 2022 года составили 19,4 трлн руб., что на 14,7% выше, чем в II квартале 2021 года и на 22,5% выше, чем в I квартале 2022 года.
Среднедушевые номинальные доходы в II квартале 2022 года составили 44 374 руб., увеличившись по сравнению с II кварталом 2021 года на 15,2%, а по сравнению с I кварталом 2022 года – на 22,5%.
Средняя номинальная начисленная заработная плата в II квартале 2022 года составила 63 784 руб., увеличившись по сравнению с II кварталом 2021 года на 10,6%, по сравнению с I кварталом 2022 года – на 6%.
Однако значительный рост номинальных доходов населения сопровождался всплеском инфляции – (+)17% по отношению к II кварталу 2021 года и (+)7% по отношению к I кварталу 2022 года. Это привело к тому, что в реальном выражении денежные доходы населения по сравнению с II кварталом 2021 года снизились на 1,9 п.п.
Информация о социальных выплатах в II квартале 2022 года:
- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (введена с 1 апреля 2022 г.) позволила дополнительно охватить около 2,5 млн малоимущих семей с детьми, в которых ежемесячно получали пособие 3,6 млн детей.
- индексация величины прожиточного минимума (ВПМ) на 10% с 1 июня 2022 г. увеличила пособия в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет и социальный контракт;
- индексация размеров страховых пенсий неработающих пенсионеров на 10% с 1 июня 2022 г. позволила увеличить размеры пенсии для почти 35 млн неработающих пожилых граждан. В среднем пенсия неработающего пенсионера по состоянию на 1 июля 2022 г. увеличилась до 19 395,4 руб.
- увеличение МРОТ до 15 279 руб. привело к увеличению заработной платы для более чем 4 млн работников.
Подробнее смотри в официальной публикации Росстата.
Методология расчета
При определении уровня бедности Росстат использует параметр «граница бедности», введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2049.
Граница бедности соответствует значению потребительской корзины в IV квартале 2020 года с учетом инфляции. Методика расчета границы бедности описана в Правилах определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, используемых в оценках показателя «Уровень бедности» в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации начиная с I квартала 2021 года (см. постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2049).
Использование параметра «граница бедности» позволяет обеспечить максимальную сопоставимость показателя «уровень бедности» на всей протяженности временного ряда.
Росстат оценивает численность населения с денежными доходами ниже установленной границы бедности с 1992 года. До 2021 года в качестве критерия границы бедности использовался показатель величины прожиточного минимума, базирующийся на стоимости потребительской корзины на соответствующий момент времени, а также обязательных платежей и сборов.
В 2021 году прожиточный минимум стал рассчитываться как 44,2% от значения медианного среднедушевого дохода за год, предшествующий году установления величины прожиточного минимума.
Комментарии пока отсутствуют.