Укрупнение сельхозпроизводителей, повышение эффективности использования земель сельхозназначения и стремительный рост свиноводства – эти и другие тенденции развития сельского хозяйства по итоговым данным СХМП-2021 представили заместитель руководителя Росстата Игорь Васильев и первый заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут на пресс-конференции в ТАСС.
Игорь Васильев подчеркнул, что в связи с высокими темпами изменений в агросекторе страны, проведение микропереписей позволяет точнее оценить ресурсную базу и потенциал сельского хозяйства, а также проследить динамику в сравнении с данными предыдущих лет. Было отмечено, что основной тенденцией в развитии сельского хозяйства стало укрупнение хозяйств, несмотря на сокращение их количества.
«Общее число сельскохозяйственных товаропроизводителей продолжает сокращаться. По сравнению с 2016 годом число сельскохозяйственных организаций сократилось на 14%, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – на треть. Однако на фоне сокращения числа хозяйств, одной из основных тенденций стало их укрупнение, о чем свидетельствует устойчивый рост средних величин по показателю «общая площадь сельхозугодий». Так средний размер фермерского хозяйства увеличился в 1,5 раза», – сказал Игорь Васильев.
За 5 лет отмечена положительная динамика эффективности использования сельскохозяйственных угодий: по сельхозорганизациям используется 91%, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах используется 94% (против 89% и 92% в 2016-м).
Согласно данным микропереписи, наиболее динамично развивающимися отраслями сельского хозяйства являются свиноводство и птицеводство.
«По сельсхозорганизациям среднее значение поголовья птицы на одну организацию увеличилось почти в 2 раза, по свиньям – в 2,5 раза. Из чего можно сделать вывод, что фокус производства все больше сосредотачивается на свиноводстве и птицеводстве. Аналогичная тенденция средних показателей наблюдется и у фермеров. Здесь поголовье представленных видов увеличилось в 1,5 раза», – добавил заместитель руководителя Росстата.
В качестве еще одной интересной тенденции Игорь Васильев отметил рост посевных площадей технических культур в организованном секторе и сокращение доли площадей под картофель в категории личных подсобных хозяйств (ЛПХ).
«Сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства отдают предпочтение выращиванию зерновых, технических и кормовых культур. При этом видно заметное смещение направления развития в сторону выращивания технических культур. Как по сельхозорганизациям, так и по крестьянским (фермерским) хозяйствам их доля за 5 лет выросла до 23%. А вот в ЛПХ сократилась площадь под картофель (с 40% в 2016 году до 31% в 2021 году), но возросла доля зерновых и зернобобовых культур (с 20 до 29% соответственно). Несмотря на это, ЛПХ по-прежнему остаются лидерами по производству картофеля в России, что наглядно демонстрирует структура распределения площадей, занятых под картофель по категориям сельскозпроизводителей», – рассказал Игорь Васильев.
Первый заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут отметила, что особое внимание в развитии овощеводства и картофелеводства Минсельхоз России уделяет ЛПХ. Это связано с тем, что в промышленном бизнесе сложно выходить на большие объемы овощеводства и картофелеводства в связи с большими ресурсными затратами.
«Сейчас бизнесу предпочтительнее заниматься простыми сельхозкультурами: зерновыми и масличными, на которые тратится меньше ресурсов и трудовых затрат. В 2022 году Минсельхоз России запустил федеральный проект по овощеводству и картофелеводству с упором на ЛПХ – это меры прямой поддержки и правило по агроконтрактации. Программа только начала действовать и пока еще подписано небольшое количество контрактов, но уже в лидерах – Вологодская область», – сказала Оксана Лут.
Следующей наиболее примечательной тенденцией стало увеличение числа хозяйств, получивших кредитные средства, и сокращение число хозяйств, получавших субсидии. По словам Оксаны Лут, данному вопросу необходимо уделить особое внимание:
«Кредиты стали доступнее и ежегодно увеличиваются объемы финансирования, потому что есть такая возможность. А вот снижение объемов субсидирования интересная тенденция, с которой надо разбираться. Возможно меньшему количеству участников рынка нужна эта господдержка либо, например, в каких-то регионах ее сложно получить».
Помимо обсуждения итогов СХМП-2021, на пресс-конференции была отмечена подготовка к полномасштабной сельскохозяйственной переписи 2026 года. Она охватит новые объекты: планируется учитывать самозанятых и появится пункт об участии сельхозпроизводителей в агропромышленных формированиях, в том числе в агрохолдингах. Программа предстоящей переписи будет дополнена новыми показателями: рыболовство, окружающая среда, выбросы парниковых газов, аквакультуры и принадлежность к малочисленным народам Cевера.
«Очень важно, чтобы Росстат собирал дополнительную информацию по ЛПХ, которые зарегистрированы как самозанятые, по сельским территориям важно изменить существующую градацию в сторону сельских агломераций, так как в нашей программе комплексного развития сельских территорий мы уходим от населенного пункта и переходим к агломерации», – отметила Оксана Лут.
По словам Оксаны Лут, переход к агломерации связан с доступностью социальной и инженерной инфраструктуры, которой должны пользоваться люди, проживающие в соседних населенных пунктах.
«Строить все объекты в каждом населенном пункте просто невозможно. Поэтому мы сейчас обсуждаем с Росстатом, как собирать статистику, чтобы делать правильные выводы, достаточно ли людям в конкретной агломерации всех инфраструктурных и социальных объектов», – сообщила она.
Также одним из перспективных направлений для сбора данных отмечен агротуризм, понятие которого ввели в этом году.
«Здесь нам не хватает статистики. Мы год этим занимается, поэтому хотелось бы понять, что мы получили, чтобы как-то скорректироваться. Потому что в следующем году у нас 500 миллионов рублей выделено на агротуризм, и это направление нравится и людям, и бизнесу», – подытожила Оксана Лут.
Комментарии пока отсутствуют.